Расшифрована ДНК “бессмертной медузы” Turritopsis dohrnii

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована статья, описывающая результаты исследования, проведенного учеными из Университета Овьедо, которые изучали геном медузы Turritopsis dohrnii, известной как “бессмертная медуза”. Бессмертной ее называют потому, что при определенных условиях она способна вернуться на предыдущую стадию развития и начать свой жизненный цикл заново.

Расшифрована ДНК "бессмертной медузы" Turritopsis dohrnii

Этот вид широко распространен в умеренных и тропических водах Мирового океана. Взрослая особь Turritopsis dohrnii – небольшая медуза с размером колокола около 4,5 миллиметров. Яйца самки медузы оплодотворяются в морской воде и развиваются в личинку, которая затем прикрепляется к грунту и развивается в гидроидные полипы – существа, напоминающие актиний. Взрослая медуза затем отпочковывается от полипа.

Если медуза попадает в стрессовые условия, например, повреждается колокол или меняется температура или соленость воды, она снова превращается в полип, который затем может образовать множество медуз. Таким образом, хотя T. dohrnii может стать жертвой хищника, она может предотвратить смерть от старости.

В новом исследовании ученые секвенировали её геном и сравнили его с геномом T. rubra, родственного вида медуз с нормальным жизненным циклом. Ученые обнаружили, что по сравнению со своей родственницей “бессмертная медуза” имеет в два раза больше генов, связанных с восстановлением и защитой ДНК. Они также зафиксировали различия в нескольких других генах, в том числе связанных с репликацией и стволовыми клетками.

У “бессмертной медузы” есть мутации, сохраняющие теломеры – последовательности ДНК на концах хромосом, которые обычно укорачиваются с возрастом. Эти различия могут быть ключом к бессмертию медузы.