РИАН: ученые РФ разработали технологию 3D-печати еды из выращенных растительных клеток

В России ученые ВятГУ представили инновационную технологию 3D-печати пищи, основанную на использовании выращенных растительных клеток.

В отличие от существующих аналогов, данная технология позволяет “собирать” блюда с нужными биохимическими параметрами, подобно конструктору. Результаты исследования были опубликованы в журнале Gels.

3D-печать пищи вызывает большой интерес у специалистов благодаря своим уникальным возможностям по контролю параметров получаемой еды. Ученые считают, что в будущем эта технология станет одним из способов управления пищевым поведением, так как с ее помощью можно создавать продукты с заданной текстурой, питательностью, внешним видом и вкусом.

Пищевая 3D-печать уже находит применение в таких областях, как лечебное питание, питание экспедиций и других групп людей, находящихся в отдаленных районах.

Ученые ВятГУ разработали новые рецепты пищевых чернил, используя искусственно выращенные клетки каллусных тканей растений. Каллус представляет собой неспециализированные плюрипотентные растительные клетки, способные превратиться в полноценное растение. Оптимальные параметры процесса печати, такие как температура, скорость печати и толщина слоев, были подобраны и протестированы, и продукты, полученные с помощью этой методики, полностью годятся для питания.

Главное отличие предложенной технологии заключается в использовании только биотехнологически выращенных материалов. Такой подход позволяет стандартизировать процесс и использовать именно те растительные клетки, которые необходимы в каждом конкретном случае. Ученые считают, что пищевая 3D-печать может стать альтернативным способом доставки в организм биологически активных веществ. Кроме того, с помощью этой технологии можно контролировать не только состав продукта, но и время, которое он проводит в ротовой полости, что влияет на ощущение насыщения.

Исследователи ВятГУ сейчас активно работают над добавлением в “палитру” биомассы стабильных культур, таких как земляника, черника, брусника и другие, чтобы расширить спектр используемых растений и разработать новые рецептуры пищевых продуктов. Проект выполняется при поддержке Российского научного фонда под номером 22-24-01060.