Science Advances: вирус герпеса появился на Земле из-за поцелуев 5 тыс. лет назад

Учеными была составлена карта генетической структуры вируса герпеса и впервые прослежено его европейское происхождение почти на 5 000 лет назад.

Генетический анализ исторических европейских образцов вируса простого герпеса человека 1 (ВПГ-1), опубликованный в журнале Science Advances, указывает на появление общей линии в эпоху позднего неолита – около 2000 года до нашей эры. Возможно, это связано с миграцией людей из Африки в Европу и Азию, отмечают исследователи.

Известно, что в современном мире от 60% до 95% взрослых людей являются пожизненными носителями вируса.

В новом исследовании были проанализированы образцы между III и XVII веками нашей эры. Специалисты изучили около трех тысяч образцов зубов древних людей, живших в разных регионах Евразии. Палеогенетикам удалось обнаружить фрагменты ДНК вируса герпеса в зубной ткани только четырех человек, включая двух средневековых жителей Англии и древних жителей современных Нидерландов и России.

Самый старый образец ДНК был получен от взрослого мужчины, найденного на раскопках в российском Уральском регионе и датируемого поздним железным веком около 1 500 лет назад.

Ученые обнаружили, что все современные разновидности вируса герпеса связаны с одним древним штаммом, который появился 4,68-5,65 тысяч лет назад и быстро вытеснил все другие варианты возбудителя. Исследователи пока не могут сказать, с чем это было связано, но предполагают, что это было вызвано появлением привычки целоваться с другими людьми.

Научный сотрудник Кембриджского университета (Великобритания) Кристиана Шайби ее коллеги утверждают, что в пользу этого говорит тот факт, что древние хроники сообщают о появлении подобных традиций в восточной Евразии примерно в то же время, что и прародитель современного штамма HSV-1. Последующие раскопки и изучение останков в этих регионах, как надеются палеогенетики, помогут проверить и подтвердить эту теорию.