Science Bulletin: учёные из КНР исследовали способность бактерий выживать в космосе

Агентство Синьхуа сообщает о результатах эксперимента, проведенного учеными из Китайской Народной Республики, которые с 2019 года четыре раза поднимали в воздух платформу воздушного шара, разработанную ими для эксперимента по биологическому воздействию на живые организмы. Эксперимент проводился в провинции Цинхай на северо-западе Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая и стал первым в мире экспериментом такого рода. Результаты были опубликованы в журнале Science Bulletin.

Ближний космос, занимающий от 20 до 100 километров над уровнем моря, характеризуется высокой радиацией, холодом, отсутствием влаги, низким давлением и чем-то напоминает условия на поверхности Марса.

Было обнаружено, что некоторые магнитотактические бактерии выжили в экстремальных условиях на высоте около 23 километров над уровнем моря. Магнитотактические бактерии синтезируют наночастицы оксида железа, называемые магнитосомами, покрытые биологическим материалом, и используют их в качестве компаса, чтобы ориентироваться в направлении магнитного поля Земли.

Бактерии, обладающие магнитосомами, способны к магнитотаксису — движению, связанному с реакцией клетки на магнитное поле (их называют магнитотактическими бактериями). Другие бактерии, не обладающие магнитными свойствами, погибли во время эксперимента.

У выживших бактерий были изменены магнитные свойства, количество магнитосом и размер, что, вероятно, связано с защитой от высокой радиации. Ученые считают, что биологическая минерализация внутри бактериальных клеток может быть одной из стратегий выживания бактерий на Марсе.

Исследователи говорят, что такие эксперименты стали бы подготовкой к будущей миссии на Марс. Они планируют использовать воздушный шар в качестве зонда для изучения жизни в атмосфере Венеры.