Science: мозг современных людей отличается от неандертальцев большим количеством нейронов

Журнал Science опубликовал статью с описанием результатов исследования, проведенного учеными из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка, которое выявило главное отличие мозга неандертальцев от мозга современных людей. Было установлено, что мозг современных людей производит больше нейронов, пишет Lenta.ru.

В биологической науке утвердилось понимание, что главным фактором прогрессирования когнитивных способностей у современных людей было увеличение размера мозга и выработка большего количества нейронов. Однако измерения показывают, что размер мозга неандертальцев и современных людей практически идентичен.

В новом исследовании эксперты указали на тот факт, что современная версия белка TKTL1 отличается от неандертальской всего одной аминокислотой, лизином, что привело к развитию неокортекса. Неокортекс – это новая область коры головного мозга, которая у низших млекопитающих присутствует в зачаточном состоянии, а у человека составляет основную часть коры.  Ученые провели эксперимент, в ходе которого ввели TKTL1 из неандертальца и современного человека в мозг мышей. В результате они смогли наблюдать, как увеличилось количество базальных радиальных глиальных клеток у тех мышей, которым вводили белок современных людей. В результате мозг именно этих мышей содержал большее количество нейронов.

Аналогичный эффект был зафиксирован, когда исследователи заменили аргинин в современной версии TKTL1 на лизин, чтобы изучить те же эффекты на органоидах – мини-копиях человеческого мозга из стволовых клеток. Авторы предположили, что современные люди во время внутриутробного развития производят больше нервных клеток в неокортексе, чем неандертальцы.