В журнале South African Journal of Chemical Engineering опубликована статья, в которой рассказывается о создании специалистами Томского политехнического университета (ТПУ) недорогого дизельного топлива, устойчивого к замерзанию даже при -70 °С, сообщает РИА Новости.
По словам авторов, предложенная технология отличается простотой, что позволит отдаленным северным поселкам и предприятиям самостоятельно обеспечивать себя топливом для транспорта и энергетики.
В составе дизельного топлива обычно присутствуют н-парафины – это вещества, которые при низких температурах легко кристаллизуются, поэтому топливо перестает прокачиваться топливным насосом и застывает. Дизельное топливо может замерзнуть уже при -10 °С.
Ученые ТПУ разработали метод получения арктического дизельного топлива путем обработки прямогонных дизельных фракций цеолитным катализатором. По словам ученых, для этого используется российский катализатор, который в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
“Наш метод переработки позволяет получить дизельное топливо, которое не замерзает даже при -70 °С. Важно, что для производства не требуется водородсодержащий газ: благодаря этому технология может быть реализована не только на крупных НПЗ, но и на малотоннажных заводах в отдаленных районах”, — рассказала доцент кафедры химического машиностроения ТПУ Мария Киргина.
Специалисты поясняют, что низкотемпературные свойства топлива достигнуты за счет превращения тяжелых н-парафинов в изомеры и легкие н-парафины.
Такое топливо можно производить непосредственно на нефтяных месторождениях, чтобы обеспечить себя дизельным топливом, что особенно важно для отдаленных северных территорий, поскольку доставка топлива в этот регион стоит больших денег и не всегда возможна. При этом степень превращения сырья в целевой продукт составляет 98%. Обычно в процессе переработки нефти удается достичь показателя в 50-70%.