В России разработан новый безопасный гербицид

Российские ученые из Института фундаментальных биологических проблем Российской академии наук (Пущино) с турецкими коллегами из Университета Гази создали новое вещество, которое подавляет фотосинтез в листьях растений, но является безвредным для человека и животных. Научная работа опубликована в журнале Cells.

Фотосинтез — это процесс, когда растение получает энергию из солнечного излучения для жизни и роста. На одном из этапов происходит разложение воды, а выделение кислорода является побочным продуктом. Именно этот процесс блокирует новое соединение на основе меди и органического фрагмента. По предположениям ученых, для человека и животных вещество безопасно, ведь реакция разложения воды происходит лишь в растительных клетках.

Эксперты выделили из листьев клеточные структуры, которые ответственны за фотосинтез, чтобы определить эффективность ингибитора. Они добавили к ним раствор нового соединения, и увидели, что скорость выделения кислорода снизилась на 69%.

Ученые считают, что их новую разработку можно использовать для борьбы с быстрорастущими сорными растениями, которые появляются еще до того, как прорастают сельскохозяйственные культуры.

«Мы разработали соединение, которое позволит эффективно избавляться от нежелательных видов растений, существенно повышая, таким образом, урожайность сельскохозяйственных культур. Эти данные могут стать фундаментальной основой для разработки веществ, эффективно действующих при максимально низких концентрациях», — говорит Сергей Жармухамедов – первый автор работы, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института фундаментальных биологических проблем РАН.