Ученые из UNIGE обнаружили неожиданные преимущества жира при диабете 2 типа

Ученые из UNIGE обнаружили, что жир может помочь поджелудочной железе адаптироваться к избытку сахара, тем самым замедляя развитие диабета. Статья опубликована в журнале “Диабетология”.

Ученые из UNIGE обнаружили неожиданные преимущества жира при диабете 2 типа

Известно, что диабет 2 типа, от которого страдают почти 10% населения мира, является серьезной проблемой общественного здравоохранения. Чрезмерно малоподвижный образ жизни и слишком калорийная диета способствуют развитию этого метаболического заболевания, изменяя функционирование клеток поджелудочной железы и снижая эффективность регулирования уровня сахара в крови.

Однако жир, который часто называют идеальным виновником, может быть реабилитирован. Действительно, жир необязательно усугубляет заболевание и может даже играть защитную роль: изучая бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, ученые из Женевского университета (UNIGE), Швейцария, показали, что эти клетки меньше страдали от избытка сахара, когда они ранее подвергались воздействию жира.

Исследуя действующие клеточные механизмы, ученые обнаружили, как цикл накопления и мобилизации жира позволяет клеткам адаптироваться к избытку сахара. Эти результаты выделили неожиданный биологический механизм, который может быть использован в качестве рычага для задержки развития диабета 2 типа.

Чтобы отличить эффект жира от эффекта сахара, ученые подвергли бета-клетки воздействию избытка сахара, жира, а затем их комбинации. Токсичность сахара была впервые подтверждена: бета-клетки, подвергшиеся воздействию высокого уровня сахара, выделяли гораздо меньше инсулина, чем обычно.

“Когда клетки подвергаются воздействию как слишком большого количества сахара, так и слишком большого количества жира, они накапливают жир в виде капель в ожидании менее благополучных времен, — объясняет Люси Оберхаузер, исследователь кафедры физиологии клеток и метаболизма медицинского факультета UNIGE и первый автор этой работы. – Удивительно, но мы показали, что этот запас жира, вместо того чтобы ухудшать ситуацию, позволяет восстановить секрецию инсулина до почти нормального уровня. Таким образом, адаптация бета-клеток к определенным жирам будет способствовать поддержанию нормального уровня сахара в крови”.