Ученые перестраивают CAR T-клетки для “микрофармакологии” лекарств от рака

Иммунотерапия, называемая химерными антигенными рецепторами (CAR) Т-клеток, использует генетически модифицированные версии собственных иммунных клеток пациента для борьбы с раком. Эти методы лечения позволили повысить эффективность лечения рака, особенно у людей с некоторыми видами рака крови. Теперь ученые из Мемориального онкологического центра Слоуна Кеттеринга при Институте Слоуна Кеттеринга (SKI) разработали новые CAR T-клетки, которые могут делать то, что не могли их предшественники: производить лекарства.

Ученые перестраивают CAR T-клетки для "микрофармакологии" лекарств от рака

Стандартные CAR T-клетки были разработаны в лаборатории для распознавания специфических маркеров на раковых клетках. Когда эти CAR T-клетки возвращают пациенту, они размножаются и начинают атаковать, действуя как своего рода “живое лекарство”.

Несмотря на свою полезность в лечении рака крови, современные модели Т-клеток имеют ряд ограничений. Во-первых, CAR T-клетки могут убивать только те раковые клетки, содержащие маркер, который они должны распознавать. Но нередко раковые клетки перестают вырабатывать этот маркер и таким образом, “ускользают” от терапии.

Вторая проблема заключается в том, что CAR T-клетки могут “истощаться” – и даже подавляться самими раковыми клетками. Наконец, существующие CAR T-клетки хорошо работают только против рака крови, до которого CAR T-клетки могут легко добраться. Против плотных твердых опухолей в легких или груди они практически бессильны.

Чтобы преодолеть эти препятствия, группа исследователей разработала совершенно новый тип CAR T-клеток, которые действуют как “микрофармацевтика”: она может доставлять токсичный препарат непосредственно в опухоль, убивая как опухолевые клетки, содержащие раковый маркер, так и близлежащие раковые клетки, не содержащие его. Более того, сконструированные клетки могут производить лекарство даже после того, как они истощены, и лекарство не подавляется раком.

Молекула, борющаяся с раком, была открыта председателем программы химической биологии SKI Дереком Таном – сотрудником доктора Шейнберга по проекту – еще на стадии разработки антибиотиков. Молекула, названная AMS, настолько мощная, что ее нельзя вводить непосредственно в кровь животного. Но когда она вырабатывается локально, только в месте опухоли, она эффективно убивает раковые клетки у мышей. Ученые еще не испытывали эту технологию на людях.

Подробная информация о платформе SEAKER, которая, по словам ученых, применима как к раку, так и к другим заболеваниям, была опубликована в журнале Nature Chemical Biology.