Ученые ТГУ заявили, что современный искусственный шелк появился 100 тысяч лет назад

В журнале BMC Plant Biology опубликована статья ученых из ТГУ об эволюции подвидов растения ковыль, которые служат сырьем для производства тканей и бумаги.

Командой ученых из Томского, Алтайского и Ягеллонского университетов расшифрован геном сибирских видов ковыля. Это открытие позволило показать, как развивались эти растения, и рассчитать, что резкий прирост разнообразия перьевых трав в Сибири произошел в начале последнего ледникового периода. Полина Гудкова, старший научный сотрудник лаборатории гербария ТГУ, рассказала, что в исследовании участвовали 309 образцов перисто-травянистых растений.

Известно, что некоторые виды ковыля ценны как кормовые растения, другие служат сырьем для плетения тканей (например, искусственного шелка), а также для изготовления бумаги.

Специалисты описали сам процесс передачи генетического материала у перьевых трав, который происходил в Сибири, где также имело место обратное скрещивание видов. Оказалось, что передача материала происходила на протяжении тысячелетий, что повлияло на их эволюцию. Десятилетия работы специалистов в области ботаники предшествовали получению таких важных выводов.

Помимо всего вышеперечисленного, экспертам удалось точно определить, когда существовал общий предок изучаемых элементов, и понять, когда именно возникли популяции современных видов. Как оказалось, это произошло около 100 тысяч лет назад.

“Мы хотели разобраться в сложном комплексе ковылей, которые морфологически очень близки друг к другу и практически неотличимы по внешнему виду. Их основной ареал обитания находится в Сибири, поэтому для нас было важно провести это исследование. Кто еще, кроме нас? Мы провели качественный молекулярный анализ образцов ковыля и получили полное подтверждение всех наших гипотез, которые были сформулированы еще на этапе изучения морфологии”, — делится Полина Гудкова, старший научный сотрудник лаборатории гербарных исследований ТГУ.