Учёные ИЦиГ СО РАН расшифровали геном малярийных комаров Anopheles

ТАСС со ссылкой на пресс-службу Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН пишет о новой работе, проведенной институтом, который совместно с коллегами из США расшифровал геном пяти видов малярийных комаров (Anopheles). Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature Communications.

Учёные ИЦиГ СО РАН расшифровали геном малярийных комаров Anopheles

По данным ВОЗ, более 600 000 человек во всем мире ежегодно умирают от малярии. Малярийные комары являются переносчиками возбудителя этого опасного заболевания. Существующие противомалярийные вакцины недостаточно эффективны, а профилактические меры в виде осушения болот и использования токсичных химикатов наносят ущерб природе.

“Использованный нами метод Hi-C позволил расшифровать последовательности геномов пяти видов комаров Anopheles. Это крайне важная информация для тех, кто работает над методами борьбы с переносчиками”, — говорится в сообщении пресс-службы.

По словам ученых, для того чтобы найти эффективные способы борьбы с комарами, необходимо сначала расшифровать его геном. Одним из вариантов борьбы с ними является редактирование генома: с помощью мутагенной цепной реакции (процесс, при котором искусственная система, вносящая изменения в геном, может размножаться). Для того чтобы повлиять на конкретный ген комара, необходимо понять, как устроен его геном.

Ученые построили 3D-карту генома комара и увидели необычные особенности его архитектуры. Ученые обнаружили, что у анофелесов образуют огромные петли, в основании которых части генома, удаленные на 10 миллионов пар оснований, встречаются друг с другом.

Специалисты считают, что такая особенность не случайна, и надеются, что им удалось открыть какой-то новый механизм образования петель в ДНК. Генетики планируют продолжить свои наблюдения, чтобы понять, какие преимущества это дает комарам и является ли это уникальным или широко распространенным явлением в природе.