Университет Гренобль-Альпы зафиксировал новый тип магнитных волн во внешнем ядре Земли

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована статья, описывающая открытие учеными из Университета Гренобль-Альпы (Франция) совершенно нового типа магнитных волн, проходящих через самую дальнюю часть внешнего ядра Земли. Открытие было сделано благодаря данным, полученным со спутника ЕКА Swarm.

Большая часть геомагнитного поля создается океаном перегретого, вращающегося жидкого железа, которое составляет внешнее ядро Земли на глубине 3000 км. Подобно вращающемуся проводнику в динамо-машине, это железо генерирует электрические токи и постоянно меняющееся электромагнитное поле.

Геомагнитное поле, как невидимая оболочка, защищает Землю от заряженных частиц, приходящих от Солнца и из окружающей Галактики. Без магнитного поля жизнь на планете была бы невозможна, и поэтому так важно знать, как создается это поле и как оно меняется, как взаимодействует с солнечным ветром, почему временами ослабевает.

Миссия ЕКА Swarm, состоящая из трех одинаковых спутников, запущенных в 2013 году, отслеживает изменения в магнитном поле Земли.  Они также улавливают электромагнитные сигналы, исходящие от ядра Земли, коры, океанов, ионосферы и магнитосферы.

Таинственные электромагнитные волны, обнаруженные спутниками, проходят по поверхности внешнего ядра Земли, на границе ядра и мантии, распространяясь каждые семь лет и перемещаясь на запад со скоростью до 1500 км/год.

“Геофизики давно предсказывали существование таких волн, но считалось, что они действуют в гораздо более длительных временных масштабах, чем показало наше исследование”, — говорят специалисты.

Движимые вращением Земли, эти волны выстраиваются вдоль ее движения, причем колебания геодинамо и магнитного поля, связанные с этими волнами, сильнее всего ощущаются вблизи экваториальной области ядра Земли. Ученые говорят, что со временем они, вероятно, смогут зарегистрировать и другие подобные волны, но для этого потребуются дополнительные инструменты исследования.