В Якутии обнаружен древнейший алмаз, образовавшийся 3,6 миллиарда лет назад

Как сообщает ”Интерфакс” со ссылкой на издание Сибирского отделения РАН “Наука в Сибири”, в России найден древнейший на планете алмаз, возраст которого ученые определили в 3,6 миллиарда лет.

Это небольшой алмаз ценен не весом или чистотой камня, а именно почтенным возрастом. Его обнаружили в Якутии в кимберлитовой трубке, которая называется Удачная. Его размеры не превышают 0,3 мм, но изотопный анализ, проведенный специалистами, показал, что он является древнейшим образцом породы, которой наполнены кимберлитовые трубки.

Ученые установили, что в момент своего образования, этот маленький кусочек алмаза слипся с минералом оливином. Случилось это при температуре порядка 1400 градусов и давлениях более 5,5 Гпа на глубине 180 километров.

Этот период в истории планеты отнесен к началу этапа вхождения нижней границы литосферной мантии древних платформ в глубины области стабильности алмаза.

Позднее, по мере остывания литосферы, процесс кристаллизации алмазов переместился выше к поверхности планеты и проходил
на глубине около 140 километров, давлениях около 37 тысяч. атмосфер и температурах, сниженных до 900 градусов Цельсия.

Научный руководитель Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН академик Николай Похиленко отметил, что благодаря найденному образцу, ученые смогли установить, что условия образования алмазов в ту эпоху значительно отличались от характеристик более поздних процессов формирования основной массы добываемых кристаллов.