Рабочий процесс сопровождается сотнями катализаторов, совокупность которых приводит к формированию стрессов, раздражительности. Новоявленным сотрудникам в разы сложнее сохранять душевный покой, попутно соответствуя возложенным обязанностям.
Сегодня мы рассмотрим проблему адаптации, ее виды, факторы, возможное взаимодействие.
Основополагающие понятия
Адаптация – реакция организма на изменение окружающей среды, что влияет на скорость выполнения задач, функционирование.
[stextbox id=’alert’]Трудовая адаптация персонала – постепенное взаимодействие сотрудника с организационной структурой. Процесс основывается на включении человека в процесс работы, специфику организации, социально-экономические и психофизиологические условия труда и отдыха.[/stextbox]
Что такое адаптация персонала и какие этапы она включает – смотрите тут:
https://www.youtube.com/watch?v=UNY-xhose-0
Цели, задачи и предназначение адаптации персонала
Опытный управленец понимает, как из новичка сделать качественного сотрудника в максимально короткий срок. Цели же «курса молодого бойца» следующие:
- Сокращение затрат на начальном этапе работы. Естественно, новый сотрудник не приспособлен к трудовому процессу, эффективность его труда мала, требуются дополнительные издержки (материальные или временные).
- Нивелирование чувства неопределенности у персонала.
- Создание устойчивого коллектива. Чувствуя постоянный дискомфорт, работник вскоре подаст заявление на увольнение.
- Экономия времени управленца, сотрудника, повышение эффективности труда.
- Культивирование удовлетворенности рабочим процессом, дружественной атмосфере между работниками.
[stextbox id=’black’]Крупные организации часто пользуются услугами специалиста по управлению адаптацией персонала. Это может быть посторонний человек или подчиненный, но его полезность сложно недооценить.[/stextbox]
В его задачи входит:
- проведение тренингов, обучающих курсов для улучшения приспосабливаемости;
- организация двухсторонних встреч между руководителем и новыми подчиненными;
- разработка кратких, но емких курсов для обучения новоявленных коллег;
- постепенное усложнение поставленных перед новичками задач;
- своевременное налаживания взаимоотношений внутри коллектива. Что такое трудовая субординация на работе и как ее правильно установить – читайте по ссылке;
- подготовка кадров для замены в случае необходимости;
- организация тренинговых и ролевых игр, направленных на повышение сплоченности работников.
Процесс адаптации персонала важен для:
- Создания благотворной, мотивирующей обстановки в организации.
- Привлечения лучших сотрудников путем постоянного совершенствования наставничества, системы приспосабливаемости внутри организационной структуры.
- Повышение самоотдачи новых сотрудников вследствие их высокой мотивации, удовлетворенности условиями труда.
- Возможность оценить перспективы наемного работника по его профессиональным качествам (адаптации).
[stextbox id=’info’]Важно знать! На мировом рынке труда конкуренция достигла катастрофических показателей, поэтому для получения работы важна способность к скорейшей приспосабливаемости.[/stextbox]
Основные факторы воздействия
Процесс адаптации зависит не только от работника, но и принимающей стороны (компании). Помимо этого, существует несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание:
- размер организации – практика показывает, что с ростом организационной структуры освоение новых информационных связей требует больше времени и усилий. Новому сотруднику легче найти общий язык с начальником и коллегами, если их число ограничено;
- социально-демографические показатели – личностные характеристики, образование, воспитание, пол и возраст – важные компоненты адаптивного процесса. Они влияют не только на время, но на интенсивность освоения внутри компании;
- должностные обязательства – ответственный пост негативно влияет на скорость освоения новой профессии, нужно обеспечить больший контроль;
- микроклимат – доверительные отношения внутри коллектива благотворно влияют на адаптацию нового сотрудника. Отсутствие конфликтов и комфортные условия работы только ускорит процесс. Тут вы узнаете, как правильно разрешить возникшие конфликты в коллективе.
Этапы и стадии адаптации
Существует условное разделение освоение персонала в организационной структуре по стадиям:
- Оценивание уровня подготовки – если работник имеет предыдущий опыт работы в компании, то стрессы/угнетенность пройдут без следа.
- Ориентация – знакомство с должностными обязанностями, условия труда, коллегами и атмосферой. Часто затрагиваются вопросы о: целях и проблемах компании, заработной плате, льготах и охране труда.
- Действенная ориентация – приобретя новый статус, персонал активно вступает во взаимоотношения с руководством и коллегами.
- Функционирование – преодоление последних проблем, связанных с трудовой деятельностью. Переход к стабильному и уравновешенному выполнению поставленных задач.
[stextbox id=’warning’]Предварительный этап характеризуется подготовительными мероприятиями по внедрению работника в коллектив. Сюда входит: подготовка рабочего места, набора инструментов, униформы, утверждение кандидатуры наставника, подготовить персонал к приему новичка, знакомство с режимом работы.[/stextbox]
Завершающий пункт адаптации – подведение итогов, оценивание вхождения в должность. Куратор, совместно с начальником, разрабатывают критерии, согласно которым выносят вердикт, аргументируется негативные оценки.
Положительный результат способствует постановке новых задач перед новичком в рамках его должностных обязательств.
Что представляют собой коэффициенты текучести и постоянства кадров и как их правильно определить – читайте здесь.
Виды и система адаптации
В профессиональной литературе встречается следующие разновидности.
Организационная
Сложнейший процесс, так как новичок не понимает трудового процесса, ему сложно осознать структуру организации. Четко установленные правила и требования – непреодолимая сложность.
Если руководство заблаговременно разработало должностную инструкцию, процесс приспосабливаемости будет гораздо быстрее.
Социально-психологическая
[stextbox id=’alert’]Сюда входит межличностное общение и налаживание отношений с коллегами по работе. Успешные компании финансируют организацию тренингов, корпоративов, совещаний, чтобы скорейшим образом ввести новичка в курс дела.[/stextbox]
Профессиональная
Имея за плечами опыт работы, сотрудник приобретает профессиональные качества и способности. На этапе самоидентификации, как специалиста, нужно обучить работника тонкостям рабочего процесса.
Психофизиологическая
Состояние нервной системы– немаловажная составляющая при оценке уровня адаптации работника. если у него отсутствует опыт работы, то первый месяц будет сказываться усталость, заболеваемость из-за ослабления иммунитета (вследствие постоянных стрессов).
Система адаптации обеспечивает взаимодействие с работниками без опыта работы, персоналом, пришедшим из других организаций.
При разработке учитывается специфика рассматриваемого специалисты. Формируется действенная и эффективная программа, направленная на скорейшую приспосабливаемость.
Различают три подхода к адаптивному процессу:
- Оптический – пристальное наблюдение за подчиненным, у работника отсутствует заинтересованность в работе.
- Армейский – создаются дополнительные сложности во время испытательного срока. Не давая объяснений и наработок, начальник получает качественного сотрудника в будущем.
- Партнерский – руководство не ждет идеального кандидата, идет на компромисс между ожиданием и реальностью. Адаптация ведется с имеющимися кадрами.
[stextbox id=’black’]Важно знать! Адаптация проходит в непринужденной и дружественной обстановке. Только так можно добиться максимально быстрого роста эффективности труда.[/stextbox]
Адаптивная методы и популярные технологии
Любая технология адаптации строится из совокупности методов, которых великое множество. Мы рассмотрим лишь востребованные:
- Кадровые школы – отличный вариант обучить новому группу сотрудников. Новички получают информацию о профессиональном подходе, базовых стандартах компании.
- Погружение – подчиненный с первого дня уходит в работу, на практике, методом проб и ошибок, познает хитрости трудового процесса.
- Баддинг – наставничество, при котором формирует крепкая обратная связь, сообща выполняются корпоративные поручения.
- Секонджмент – вторичное обучение, когда сотрудника переводят в другое структурное подразделение.
Специалисты выделяют несколько эффективных методов адаптации:
- неформальное сопровождение – назначение ответственного лица, которое будет вводить в курс дела;
- проведение мероприятий – организация мероприятий для знакомства и формирование межличностных отношений.
- корпоративное PR – разработка мануала, основанный на особенностях рассматриваемой компании.
- командный тренинг – ликвидируют напряженность путем прямого высказывания претензий к новому сотруднику. Важно провести инструктаж о правилах и нормах поведения.
- инструктаж в подразделениях (например, первичный инструктаж на рабочем месте) – структурированный перечень необходимой информации о каждом отделе организации.
[stextbox id=’info’]Программы адаптации направлены на систематическое внедрение нового сотрудника в трудовой процесс. Для этой цели менеджер по кадрам, совместно с руководством, формирует учебную программу, комплекс образовательных мероприятий, работу с имеющимся персоналом.[/stextbox]
Заключение
Адаптация персонала в организации – важнейший этап для каждого работника, управленца. Качественно составленная программа дает начальнику возможность быстро получить высококвалифицированного сотрудника. Подчиненный же не испытывает дискомфорта во время трудового процесса.
Как правильно проводить адаптацию новых сотрудников вы узнаете в этом видео: