Каждое предприятие, каким бы видом деятельности оно не занималось, однажды сталкивается с глобальными вызовами на рынке. Как улучшить свою деятельность, чтобы обойти конкурентов в ежедневной борьбе за клиента, какой эликсир применить к своим процессам для их значительного улучшения? Среди многих методов анализа и улучшения деятельности предприятия особо выделяется методология реинжиниринга бизнес-процессов.
Суть и взаимосвязь понятий реинжиниринг и бизнес-процессы
Приступая к изучению темы, дадим определения, что такое реинжиниринг, а что есть бизнес-процессы, с которыми он работает.
[stextbox id=’alert’]Реинжиниринг – методология глубокого анализа и последующего кардинального реформирования бизнес-процессов предприятия с целью принципиального улучшения основных экономических показателей бизнеса.[/stextbox]
Эти показатели связаны со всеми основными глобальными бизнес-процессами предприятия: разработкой продукции/услуги, ее производством, предпродажным, послепродажным обслуживанием.
Методика затрагивает такие показатели, как себестоимость, цена, прибыль, различные виды расходов, качество, производительность труда, размер требуемых собственных и заемных средств предприятия и другие.
Бизнес-процесс предприятия – совокупность процедур, работ, методов и принципов, призванных обеспечить успешную организацию, течение и завершение мероприятий по планированию, производству, оценке и контролю производимой услуги или товара на предприятии.
По каким правилам проводится реинжиниринг бизнес-процессов в предпринимательской деятельности – смотрите тут:
https://www.youtube.com/watch?v=KSAzb4VaAwY
Разновидности бизнес-процессов
Специалисты определили три вида бизнес-процессов:
- Процессы, влияющие на управление – контроль выживаемости и работоспособности бизнеса (примеры: планирование и администрирование);
- Процессы, определяющие операционную деятельность – управление непосредственно производством (пример: производство и продажа услуг, товара);
- Процессы, необходимые для поддержания и нормального, непрерывного функционирования компании (бухучет, ремонтная служба, техническая поддержка).
Что такое трудовая субординация на работе и кто должен соблюдать ее правила вы узнаете тут.
Цели процедуры реинжиниринга
Приступая к применению любой системы реорганизации бизнеса, компания должна четко ответить для себя на 4 фундаментальных вопроса:
- По каким причинам предприятие производит именно этот продукт, а не какой-то иной (в какой нише рынка, с какими конкурентами);
- Почему фирма делает это именно так (технология);
- Куда хочет стремиться бизнес, каким он хочет стать (видение);
- Каким образом компания собирается оказаться там, куда стремится попасть (выбор методологии развития бизнеса).
[stextbox id=’black’]Отвечая на четвертый вопрос, важно помнить, что среди множества существующих и успешно применяемых на рынке методологий (Теория ограничения систем, кайдзен, бережливое производство, Total Quality Management и других) методология реинжиниринга бизнес-процессов наиболее оптимальна.[/stextbox]
Однако она оптимальная только в случаях если:
- Бизнес находится на грани банкротства, гибели;
- Предприятие не удовлетворено имеющейся у него долей рынка и готово вести агрессивное наступление на конкурентов;
- Бизнес, “чувствующий себя хорошо”, предвидит наступление скорых, неизбежных и крупных проблем;
- Компания хочет принципиально улучшить свои основные экономические показатели (на 200-1000%);
- Предприятие желает провести улучшения в течение не более 1-2 лет;
- Бизнес планирует кардинально переосмыслить существующую структуру предприятия, особенности бизнес-процессов.
Какие существуют мероприятия по улучшению охраны труда и как они влияют на общую ситуацию на предприятии – читайте по ссылке.
Объекты и субъекты программы
Объектами реинжиниринга являются бизнес-процессы предприятия. Данная методология подходит для переосмысления абсолютно любого офисного, производственного, вспомогательного процесса.
Субъектами реинжиниринга являются:
- Высшее руководство компании (если не будет обеспечено его согласие, поддержка и активное вовлечение, успеха достичь не удастся);
- Специалисты и руководители, чьи бизнес-процессы будут перестраиваться (без их решительного согласия и постоянного участия успешная реализация невозможна);
- Специалисты-консультанты с опытом применения методологии (можно обойтись и без их участия, но, это чревато значительно большими сроками реализации, возрастанием количества проблем, неясностью целей и очень высокой вероятностью неудачи);
- Программисты-эксперты в области разработки и реализации информационных систем и технологий.
Эксперты в области реинжиниринга выделяют два различных вида данной методологии:
- Радикальное реформирование бизнес-процессов компании. Целесообразен для компаний, находящихся на грани распада, банкротства, существенной потери конкурентоспособности.
- Поступательное, постепенное улучшение процессов. Часто применяется в случаях, когда благополучной компании грозят негативные перспективы на рынке (сокращение рынка, изменение вкусов и предпочтений потребителей).
Особенности проведения реинжиниринга на предприятии
Процесс реинжиниринга бизнеса разделяется на 4 основополагающих этапа:
- Разработка видения компании, краткого описания того, чего хочет достичь бизнес через 5-10 лет (общее направление развития бизнеса).
- Анализ нынешнего положения на рынке и особенностей процессов компании.
- Создание обновленной бизнес-модели и улучшенных или принципиально новых бизнес-процессов.
- Претворение в жизнь нового видения посредством функционирования новых бизнес-процессов.
Как грамотно разрешить конфликты и конфликтные ситуации в организации вы узнаете в этой статье.
Для достижения эффективного изменения любого бизнес-процесса, необходимо:
- Подробно изучить процесс совместно с его участниками (его особенности, эффективность, целесообразность, потребляемые ресурсы);
- Детально графически изобразить текущее состояние процесса на бумаге или в электронном виде с помощью специальных логических блоков, означающих подпроцессы, входы и выходы;
- Составить словесное сопроводительное описание изучаемого процесса;
- Определить проблемные места, точки применения методологии (если процесс целесообразно оставить);
- Составить подробную схему бизнес-процесса в идеальном, желаемом состоянии;
- Разработать план мероприятий по достижению идеального состояния;
- Реализовать план мероприятий;
- Сравнить полученный результат с запланированным, провести корректирующие действия.
[stextbox id=’info’]Чаще всего, глобальные этапы реинжиниринга реализуются параллельно, а не последовательно. Это сокращает время на реализацию, но несколько усложняет координацию изменения нескольких глобальных бизнес-процессов.[/stextbox]
Автоматизация бизнес-процессов
Значительно улучшить и упростить разработку карт процессов способно программное обеспечение и методология, основанная на IT-продуктах.
Среди основных можно выделить:
- CASE – помогает описывать и улучшать IT-системы предприятия (наиболее ранняя из всех, применяемых в реинжиниринге);
- SASD и ее дополнение SADT – анализирует структуру информационных процессов и проектирования информационных систем;
- ARIS – помогает модернизации бизнес-процессов с точки зрения их структуры, организации, функционала, обработки, передачи данных и взаимной интеграции;
- IDEF – обеспечивает подробное описание, как отдельных бизнес-процессов, так и целых направлений деятельности (финансы, бухучет, производство);
- RAD – обеспечивает гибкую разработку информационных бизнес-приложений.
Факторы успеха и результаты применения реинжиниринга в компаниях
По данным экспертов, примерно половина инициатив по реинжинирингу, оканчивается в компаниях крупной неудачей.
Условием успешной реализации программы на предприятии является следование таким принципам, как:
- Взаимная увязка бизнес-процессов, устранение дублируемых и непроизводительных звеньев.
- Сокращение уровней иерархии и количества звеньев (подпроцессов) в бизнес-процессе.
- Обеспечение возможности одновременного запуска и реализации нескольких процессов.
- Предоставление большей самостоятельности и ответственности исполнителям (сохранение минимально необходимой централизации).
- Создание разных вариантов одного и того же бизнес-процесса (для разных рыночных условий).
- Оптимизация связей между подразделениями, устранение барьеров в общении.
- Устранение неоптимальных точек контроля, аудита, проверок, согласований.
- Улучшение работы с клиентами, ориентация на их запросы.
- Рациональное делегирование полномочий, в том числе и по реорганизации бизнес-процессов.
- Адекватная мотивация сотрудников, гарантия нулевого риска потери работы.
- Правильно спланированный бюджет мероприятий.
Примеры из практики
[stextbox id=’warning’]Компании Ford с помощью модернизации и информатизации процесса расчетов с поставщиками методом реинжиниринга бизнес-процессов на одном из своих заводов удалось снизить количество персонала отдела на 80% (400 чел.) в течение года.[/stextbox]
Корпорация Bell Atlantic с помощью той же методологии сократила время выполнения заказа на предоставление клиентам доступа к каналам связи на 90% (с 30 до 3 дней).
Мировому лидеру в области производства копиров, Xerox, анализ процесса закупки материалов (оборот 3 млрд. долл. США) и последующий его реинжиниринг позволил сократить количество рабочих процедур на 87% (с 314 до 42 ед.).
Руководствуясь методикой реинжиниринга, компания Kodak сумела достичь двукратного сокращения периода разработки нового продукта.
IBM Credit аналогичными методами добилась роста производительности труда в среднем по компании в 1,9 раза.
Положительные и отрицательные стороны реинжиниринга
Основными положительными моментами методологии можно считать следующие:
- Единовременное начало изменений различных бизнес-процессов;
- Возможность выбирать степень охвата при применении;
- Относительно короткое время реализации;
- Значительный экономический эффект;
- Командный подход при развертывании методики;
- Сокращение уровней иерархии в компании;
- Применение процессного подхода.
Главными отрицательными сторонами реинжиниринга являются:
- Радикальность проводимых изменений;
- Очень высокая вероятность потерпеть неудачу;
- Необходимость применения сложных пакетов программного обеспечения;
- Высокая стоимость консалтинговых услуг;
- Упор на то, что неэффективность компании заключается только в нерациональных процессах;
- Возможность возникновения массовых увольнений персонала, как результат оптимизации.
Заключение
[stextbox id=’alert’]В целом, реинжиниринг бизнес-процессов является рискованной методологией. Приступать к реализации нужно, только если Вы тщательно взвесили все риски и возможные последствия.[/stextbox]
Но, если Ваше предприятие найдет в себе силы реализовать методику полностью и в соответствии с ее принципами, в течение 1 – 2 лет оно достигнет принципиально новых высот в бизнесе, многократно улучшив свои ключевые показатели.
Правила и основные методы реинжиниринга бизнес-процессов рассмотрены в этом видео: