«Дыхание» дюн в пустыне помогает выживанию организмов в глубинах песка

В журнале Journal of Geophysical Research: Earth Surface опубликовал исследование, проведенное ученым из Корнельского университета (США), в ходе которого выяснилось, что песчаные дюны движутся, растут, взаимодействуют друг с другом и даже “дышат”.

«Дыхание» дюн в пустыне помогает выживанию организмов в глубинах песка

Для проведения исследования специалисты использовали сверхчувствительный зонд, который создавался на протяжении нескольких десятилетий. Они обнаружили, что песчаные дюны регулярно “вдыхают” и “выдыхают” минимальное количество водяного пара. Когда песок сухой, “вдыхать” сложнее, но ветер, дующий над поверхностью дюны, уносит верхний слой, создавая быстрое изменение поверхностной влажности и давления. Затем “мимолетные волны влажности” из атмосферы устремляются вниз.

С помощью зонда, который погружался каждые 2,7 секунды в течение 2 дней в дюны в пустыне Катара, было собрано огромное количество данных.  Были измерены температура, влажность, радиационный фон, причем все измерения занимали не более 20 секунд и проводились в миллиметровом масштабе.

Объединив полученные данные о скорости и направлении ветра, а также о влажности и температуре окружающей среды, ученые выявили особенности поведения песка в пустыне. Эксперты обнаружили, что, в отличие от тепла, проводимого самими песчинками, водяной пар как бы просачивается между ними и таким образом попадает внутрь.

“Ветер дует над дюной и в результате создает локальный дисбаланс давления, который буквально заставляет воздух входить и выходить из песка. Таким образом, песок дышит, как дышит живой организм”, — объясняют ученые.

Этот процесс, вероятно, позволяет микроорганизмам жить глубоко в дюнах в отсутствие воды.  Прибор зафиксировал минимальное испарение на поверхности дюны, так что получается, что она каким-то образом сохраняет влагу. Учёные говорят, что используя их прибор можно искать воду на других планетах, даже если видимых признаков её существования нет.