Судно “Эндьюранс”, которое было потеряно во время злополучной экспедиции исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона в 1914-17 годах, до сих пор лежит на дне моря Уэдделла, потому что ледяной покров в этом регионе делает навигацию очень сложной.
Сообщается, что Доктор Джон Ширз и его коллеги снова возвращаются к поискам затонувшего судна.
Известно, что корабль Шеклтона имеет историческое значение и был объявлен памятником в соответствии с международным договором об Антарктике.
«Этот корабль стал настоящей иконой, – рассказывает доктор Ширз. – Эпическая история выживания Шеклтона пронзает душу сквозь века. И из всех кораблекрушений там это самое известное, которое еще предстоит обнаружить, а также самое трудное для обнаружения».
Следует напомнить, что, застряв в морском льду более чем на 10 месяцев, корабль исследователя дрейфовал по морю Уэдделла, пока в конце концов не был раздавлен льдинами и не упал на глубину. О том, как Шеклтон и его люди тогда спаслись пешком и в спасательных шлюпках, ходили легенды.
Место, где “Эндьюранс” опустился на глубину 3000 метров, хорошо известно; капитан корабля Фрэнк Уорсли зафиксировал положение с помощью секстанта и теодолита. Но добраться до этой части моря Уэдделла, к востоку от шельфовых льдов Ларсена на Антарктическом полуострове, чрезвычайно трудно даже для современных ледоколов.
Доктор Ширс возглавляет экспедицию, а морской археолог Менсун Бунд исполняет обязанности директора по разведке. Они снова будут использовать “Агулхас”, учитывая их уверенность в его экипаже и ледовом опыте.
В прошлый раз им помогали специалисты по погружению из американо-британской компании Ocean Infinity. Фирма снова входит в состав команды, но будет использовать другое подводное решение в виде пары саабских сабель.
Эти роботы построены для глубокой воды, способны к длительным экскурсиям и могут быть автономными или управляемыми волоконно-оптическим тросом.
Отмечается, что новая миссия финансируется Фондом морского наследия Фолклендских островов.