Археологи обнаружили в Чили древнее поселение, разрушенное цунами 3 800 лет назад

Журнал Science Advances опубликовал статью, в которой описывается обнаружение учеными из университета Чили следов мощного землетрясения и цунами, разрушивших поселение на чилийском побережье 3800 лет назад. 5700-4000 лет назад люди жили на побережье вблизи пустыни Атакама. Они строили дома из камня, которые стояли на фундаменте из ракушек. Дома располагались недалеко друг от друга и имели внутренние дворики. Умерших родственников они обычно хоронили под полом своих жилищ. Пол и стены скреплялись раствором из ракушек, золы морских водорослей и морской воды.

Ученые исследовали поселение и обнаружили свидетельства повсеместного разрушения. В одном доме, например, камни были унесены, как будто их сместила гигантская волна. В другом доме строительные материалы были разбросаны в сторону моря, как будто их тащила за собой отступающая вода. В другом поселении были обнаружены слои песка и земли с вкраплениями раковин. Радиоуглеродный анализ показал, что среди свежих раковин есть очень старые, как будто волна вырвала их из земли и перемешала.

Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что 3800 лет назад в этом районе произошло землетрясение магнитудой не менее 9,5 баллов по современной шкале, которое вызвало цунами, уничтожившее существующие поселения.

Реконструкция показала, что землетрясение было вызвано гигантским надвигом и субдукционным контактом между Южноамериканской тектонической плитой и плитой Наска.