Британские биологи обнаружили, что археи M. villosus двигаются в 25 раз быстрее гепардов

В журнале Nature Communications опубликована статья, описывающая исследование, проведенное учеными Эксетерского университета из Великобритании, которые обнаружили новые данные о микропропеллерах, используемых одноклеточными микроорганизмами, археями.

Археи, как и бактерии, живут повсюду, в том числе внутри человеческого тела, но не вызывают заболеваний. Некоторые из них способны разгоняться до невероятных скоростей с помощью вращающейся спиралевидной нити пропеллера, называемой археллой.

Исследователи использовали мощный криоэлектронный микроскоп для изучения видов архей у побережья Исландии, вблизи подводных вулканов.  Температура воды там составляет 80 °C.

Скорость, с которой передвигаются археи, составляла 500 длин тела в секунду. Поскольку они имеют микроскопические размеры то кажется, что это очень мало. Но всё познаётся в сравнении. Так, если сравнить их скорость со скоростью гепарда, который считается одним из самых быстрых животных в мире, то это впечатляет. Гепард преодолевает всего 20 длин тела в секунду, но, если бы он мог двигаться как архея, его скорость составила бы 3 000 километров в час.

Криоэлектронный микроскоп позволил ученым взглянуть на пропеллер археи, который имеет размер в несколько атомов.

“При таком разрешении мы можем увидеть саму ткань жизни и изучить фундаментальные биологические процессы в атомных деталях”, — уточнили ученые.

Исследование показало, что филамент (нитевидная структура внутри археи), используемый археями вида M. villosus, состоит из тысяч копий двух чередующихся белков. Ученые также определили 2 структурных элемента, которые позволяют нити двигаться и достигать таких впечатляющих скоростей.

Специалисты надеются, что исследование позволит разработать микроскопических роботов, которые смогут доставлять лекарства в клетки с помощью таких же крошечных пропеллеров.