Cell: биохимики Вагенингенского университета выявили у бактерий новую иммунную систему

В научном журнале Cell опубликована статья, описывающая открытие, сделанное учеными из лаборатории биохимии Вагенингенского университета (Нидерланды), которые обнаружили совершенно новую иммунную систему, использующую специфический механизм для нейтрализации патогенов.

Бактерии, как и люди, имеют различные защитные механизмы против вирусов. Например, они могут разрушать ДНК патогена и таким образом нейтрализовать его. В новом исследовании ученые обнаружили, что один из видов бактериальных белков под названием Argonaute целенаправленно разрушает все молекулы никотинамидадениндинуклеотида (NAD+) после обнаружения вторгающейся ДНК.

Белки Argonaute присутствуют как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах. Они также присутствуют в бактериях. Их задачей является поиск чужеродной ДНК или РНК. Как правило, белок убивает чужеродный объект, разрезая его на мелкие фрагменты и тем самым обезвреживая.

В новом исследовании ученые смогли проследить, как белок Argonaute, используя направляющую РНК, защищает бактерию, используя принципиально иной подход. Обнаружив инвазивную ДНК, он полностью выводит клетку из строя, расщепляя NAD+.

Молекула NAD+ играет важнейшую роль в клеточном метаболизме и поддерживает жизнь клетки. Выключая клетку, белок не дает патогену размножаться и распространяться дальше.

«Она приносится в жертву”, чтобы спасти другие, здоровые клетки”, — объясняют ученые.

И такая иммунная защита была обнаружена у разных видов бактерий.