В журнале Child Development опубликована статья, в которой приводятся научные доказательства того, что сон может быть полезен для детей дошкольного возраста в освоении навыков письма и звукопроизношения. Исследование проводилось специалистами из Университета Маккуори в Австралии.
Специалисты утверждают, что в теории развития навыков чтения краеугольным камнем обучения чтению является формирование умения составлять карту букв и звуков. Она имеет решающее значение для обучения чтению в алфавитных системах письма. Таким образом, она обеспечивает механизм, позволяющий детям произносить незнакомое слово и на этой основе связывать произношение с его значением и устанавливать связи с его письменной формой.
В ходе исследования ученые пытались определить, может ли дневной сон помочь детям лучше усвоить буквы и звуки сразу после сеанса обучения. Они обучали сопоставлению букв и звуков 32 дошкольников из детских садов в Сиднее. В программах этих детских садов таких занятий не было. Возраст детей варьировался от 3 до 5 лет, после одного занятия дети спали, после другого проводились игры.
Каждый из детей принял участие в 7 сеансах в течение 2-4 недель. Предварительно все участники эксперимента были протестированы на знание букв и звуков.
Результаты проверки знаний показали положительный эффект от дневного сна. Этот результат сохранился и на следующий день.
Поскольку исследование проводилось в детских садах, оно не дало специалистам возможности измерить физиологические характеристики сна, но именно это направление планируют ученые реализовать в ближайшем будущем. Ранее для взрослых было установлено, что сон способствует консолидации памяти и интеграции новых воспоминаний в сеть существующих долгосрочных воспоминаний.
Во сне вновь закодированная информация, которая временно хранится в гиппокампе, перемещается в долгосрочную память в коре головного мозга. Вполне вероятно, что нечто подобное происходит и у детей.