Circulation Research: эксперты выявили связь между высоким кровяным давлением и диабетом

Международной команде исследователей, в которую вошли ученые из университетов Окленда (Новая Зеландия) и Бристоля (Великобритания), удалось установить связь между гипертонией и диабетом. Материалы исследования были опубликованы в журнале Circulation Research.

Ученые установили, что небольшая белковая клетка глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1) связывает контроль организма над уровнем сахара в крови и артериальным давлением.

“Мы давно знаем, что гипертония и диабет неразрывно связаны между собой, и наконец-то мы обнаружили причину, которая теперь будет учитываться в новых стратегиях лечения”, — говорит профессор Джулиан Патон, директор Manaaki Mãnawa, центра исследований сердца при Оклендском Университете.

Как было установлено ранее, после приема пищи GLP-1 высвобождается из кишечной стенки и стимулирует поджелудочную железу к выработке инсулина, который необходим для контроля уровня сахара в крови. Оказалось, что параллельно он стимулирует работу небольшого органа, расположенного в шее и называемого каротидным телом (гломусом).

В экспериментах на крысах, которые проводили ученые Бристольского Университета, удалось установить, что рецептор, воспринимающий GLP-1, расположен в каротидном теле, но у крыс с высоким кровяным давлением он развит меньше.

Исследователи объясняют: “Каротидное тело – это точка схождения, где GLP-1 одновременно контролирует и сахар в крови, и кровяное давление; это координируется нервной системой, которая командует каротидным телом”.

Препараты, нацеленные на рецептор GLP-1, уже одобрены для применения у людей и широко используются для лечения диабета. Положительным является то, что, снижая уровень сахара в крови, они также снижают кровяное давление, но ранее механизм этого эффекта не был изучен.