Current Biology: нейробиологи MPI-EVA изучили электрические синапсы, «тёмную материю мозга»

В журнале Current Biology опубликована статья, описывающая исследование, проведенное специалистами Института нейробиологии Макса Планка (MPI-EVA), которые впервые детально изучили расположение электрических синапсов и их влияние на функционирование нервных клеток.

Синапсы – это точки контакта между отростками нервных клеток. Сигнал между нейронами может передаваться с помощью биологически активных химических веществ, нейротрансмиттеров, а также электрических сигналов. Такой синапс соединяет две нервные клетки напрямую, поэтому электрический сигнал может передаваться от одной клетки к другой без помех. Широкое распространение этого типа контакта нервных клеток (встречающегося у всех организмов, кроме иглокожих) доказывает, что электрические синапсы должны выполнять важные функции.

“Электрические синапсы встречаются гораздо реже, и их трудно обнаружить обычными методами. Поэтому до сих пор их изучали так мало, — говорит Георг Аммер, нейробиолог и соавтор исследования. – В большинстве случаев мы не знаем даже основ, например, где именно возникают электрические синапсы или как они влияют на активность мозга”.

Ученые провели исследование на плодовых мушках и обнаружили, что в их мозге такие синапсы встречаются во всех отделах и выполняют совершенно разные задачи в зависимости от типа нервных клеток. Исследователи отмечают, что в настоящее время для построения коннектом (полного описания структурных связей нервной системы) используются только данные электронного микроскопа, который не видит электрические синапсы, и это существенно ограничивает понимание того, как работает мозг.

Ученые планируют продолжить исследования, чтобы выяснить, как можно объединить все синапсы в единую систему, чтобы раскрыть все их секреты.