Астероидная пыль, найденная в кратере Чиксулуб, поставило точку в деле о вымирании динозавров

Ключевым доказательством в исследовании причин почему вымерли динозавры стала астероидная пыль, которую обнаружили ученые внутри ударного кратера Чиксулуб. Теперь Исследователи уверены на 100% в том, что динозавров убил астероид, который упал на Землю 66 миллионов лет назад. Эта информация появилась в одной из статей журнала Science Advances 24 февраля.

Начиная с 1980-х годов теория о том, что динозавры умерли от астероида, а не от серии извержений вулканов или какой-либо другой глобальной катастрофы была основной. Стала она такой сразу после того, как ученые нашли астероидную пыль в геологическом слое, а он, в свою очередь и отмечает вымирание динозавров.

Гипотеза была усилена открытием ударного кратера Чиксулуб в 1900-х годах, он был найден под Мексиканским заливом и имел такой же возраст, как и скальный слой. Исследование, которое было проведено недавно подтвердило теорию доказательством обнаруженной астероидной пыли с соответствующим химическим отпечатком внутри этого кратера в точном геологическом месте, отмечающим время вымирания.

Врие Стивен Годерис является руководителем исследования, профессором геохимии в Брюссельском университете сказал о том, что круг теперь, наконец, замкнулся. Главный признак астероидной пыли — элемент иридий, он очень редко встречается в земной коре, но присутствует в некоторых типах астероидов. Данная гипотеза об астероиде зародилась лишь благодаря обнаружению по всему миру иридиевого шипа в геологическом слое.

В исследовании, которое проходило недавно, ученые обнаружили похожий шип в части скалы, извлеченной из кратера. В кратере слой осадка, который отложился в течение нескольких дней или лет после удара, настолько толст, что ученые могут определить возраст пыли всего через два десятилетия после удара.

Профессор — исследователь из школы геонаук UT Jackson School of Geosciences говорит о том, что на данный момент ученые находятся на таком уровне совпадения, которое геологически не происходит без причинно-следственной связи. Это развеивает всякие сомнения в том, что иридиевая аномалия (в геологическом слое) никак не связана с кратером Чиксулуб.

От этого астероида, который в ширину составляет 11 километров, пыль является единственным, что осталось, после того как он врезался в планету миллионы лет назад, вызвав вымирание 75% жизни на Земле, включая в себя всех динозавров. Учёным удалось подсчитать, что пыль, которая была поднята ударом, циркулировала в атмосфере не более двух десятилетий, а это, как указывает Гулик, помогает определить время вымирания.

Исследователь Гулик и его коллеги из Института геофизики Техасского университета и Бюро экономической геологии хотят в скором времени вернуться в кратер этим летом, для того, чтобы спланировать будущие буровые работы, дабы восстановить больше астероидного материала.

Екатерина Киселева/ автор статьи