Исследователи изучили восемь детенышей морского котика возрастом от 1 до 3 недель, которые содержались в реабилитационном центре (голландский морской центр Pieterburen), прежде чем их выпустили обратно в дикую природу. Они выясняли, могут ли те адаптировать свои голоса к шумам окружающей среды.
Сообщается, что сначала команда записала шумы из близлежащего моря. В течение нескольких дней эти шумы воспроизводились детенышам в трех вариантах громкости (от тихого до 65 децибел), но с той же частотой, что и крики детенышей тюленей. Команда также записывала спонтанные крики детенышей.
Выяснилось, что, когда детеныши тюленей слышали более громкие морские шумы, они понижали свой тон голоса. При более низком уровне шума детеныши также сохраняли более ровный тон. Один из тюленей продемонстрировал так называемый эффект Ломбарда, издавая более громкие звуки, когда шум становился громче. Эффект Ломбарда характерен для человеческой речи, когда люди повышают голос в шуме, чтобы их лучше понимали. Детеныши не издавали больше криков, когда слышали разные уровни морского шума.
По мнению ученых, молодые тюлени приспосабливаются к шуму в окружающей среде, понижая тон своего голоса – способность, которую они, похоже, разделяют с людьми и летучими мышами. Другие животные в подобных экспериментах повышают голос (т.е. издают более громкие звуки) только в ответ на более громкий шум.
«Детеныши тюленей имеют больший контроль над своей вокализацией, чем предполагалось до сих пор. Похоже, что этот контроль проявляется уже в возрасте нескольких недель. Это удивительно, поскольку немногие другие млекопитающие способны на такое. На данный момент люди являются единственными млекопитающими, имеющими прямые нейронные связи между корой головного мозга (“внешний слой мозга”) и гортанью (“то, что мы используем для создания тембра голоса”)», – рассказывают ученые.