PLOS One: Древние скандинавы получали медь от поставщиков из Европы

Немецкие и датские ученые подвергли анализу более пятисот артефактов из бронзы, обнаруженные в Скандинавии, и относящихся к периоду 3800-1300 гг. до н.э. Оказалось, что состав металла постоянно изменялся, а это значит, что его поставляли из разных точек Европы. Пишет издание “Planet today” со ссылкой на PLOS One.

Так как технология литья бронзы и ее использование развивалось медленно, постепенно набирая обороты, то использовался за весь известный исторический период разный сплав меди по составу. Скандинавы покупали металл по всей Европе, а расцвет бронзового века в регионе пришелся на XVIII столетие до н.э.

Ученые из Германии и Дании выяснили, что в те времена добывать металл в Скандинавии было негде, поэтому жители теперешней Северной Европы целиком зависели от поставок меди из других географических регионов.

PLOS One: Древние скандинавы получали медь от поставщиков из Европы
zen.yandex.ru

Для анализа использовали 543 бронзовых изделий, найденных здесь в разные периоды. Ученые типологизировали все артефакты, провели химический и изотопный анализы для выяснения количества примесей, и затем сравнили данные с месторождениями меди в Европе, о которых было известно в тот период.

Оказалось, что на раннем этапе скандинавы закупали медь в районах современных Болгарии и Сербии, позднее, в XXIV-XXII вв. до н.э., металл поставлялся из областей нынешней Австрии и Венгрии. Затем поставщиков вновь сменили и к XVIII веку до н.э. бронза в Скандинавию стала поступать уже с Британских островов и Рудных гор. Таким образом ученые не только проанализировали эволюцию цивилизации и развитие самой Скандинавии, когда сплавы, используемые в металлургии стали чище и изменились по составу, но и изучили торговые и внешнеполитические отношения с другими регионами Европы того времени.

Правдилова Юлия/ автор статьи