Древние жители Узбекистана являются генетическими родственниками современных европейцев

Палеогенетики изучили 27 геномов людей железного века. Их останки обнаружили ученые в Южном Узбекистане. После анализа данных выяснилось, что главный вклад в местные популяции скотоводов внесли предки из Ирана и Анатолии, а также евразийские степняки. Древние люди того региона, где проводилось исследование, оказались на генетическом уровне более родственными европейцам нашего времени, чем популяциям, что проживают в Средней Азии.

Сегодняшняя ситуации является итогом тех демографических изменений, который проходили в последние 2 тыс. лет. Историческая область Бактрия, которая располагалась на современных территориях Узбекистана, Афганистана и Таджикистана, известна благодаря возникновению развитой цивилизации. Она существовала в эпоху бронзы, а обнаружена была, когда проводились раскопки Бактрийско-Маргианского комплекса, что относят к XXIII-XVIII векам до нашей эры.

Викас Кумар из Китайской академии наук вместе с учеными из Китая, Узбекистана и Соединенных Штатов Америки проанализировал генетическую историю древнего населения юга Центральной Азии. Ученые поставили цель – отследить, какие происходили генетические изменения в местных популяциях во временном промежутке от эпохи бронзы до наступления позднего железного века. Чтобы выполнить данное задание, необходимо было секвенировать 27 геномов из останков, которые обнаружили в южном Узбекистане. Ученые выполнили это задание, и пришли к неожиданным выводам.

По результатам проведенных исследований выяснилось, что древние люди Узебекистана состоят в кластере с древними популяциями из евразийских степей и Центральной Азии. На генетическом уровне население железного века восходит в первую очередь к иранским и анатолийским земледельцам. Меньшее значение имели западноевропейские охотники-собиратели и жители Восточной Азии, их роль незначительна.

Во многих случаях люди, принадлежащие железному веку из Узбекистана, были ближе на генетическом уровне к людям позднего бронзового века, что проживали в Алтае и Восточной Европе.  Исследователи сравнили выборку с геномами современных людей и обнаружили, что они больше являются родственниками европейцев, чем среднеазиатскому или кавказскому населению. Данное родство на генетическом уровне ученые объясняют едиными предками из Анатолии и евразийских степей. Именно это повлияло на развитие ситуации.

Обратная ситуация с нынешним населением Узбекистана подчеркивает, что происходили значительные демографические изменения в последние 2 тысячи лет. Именно этот факт и повлиял на результат: возникла дополнительная примесь от восточноазиатских и сибирских народов.

Анна Загурская/ автор статьи

Филолог по образованию, журналист. Автор раздела "В мире". Специалист в области разработки корпоративных изданий. Профессиональные интересы: мониторинг политических обзоров российских, украинских и мировых СМИ.