The Lancet: Ученые представили отчет о причинах смерти пациента, получившего сердце свиньи

В начале 2022 года было объявлено о проведении успешной трансплантации сердца от ГМО-свиньи человеку учеными из Мэрилендского университета. Пациент вначале благополучно перенес операцию и начал восстанавливаться, однако спустя два месяца произошел неожиданный летальный исход. Протяженное время исследователи изучали причины смерти.

Пациенту, страдавшему от неизлечимой сердечной недостаточности, ему было 57 лет на момент трансплантации сердца от ГМО-свиньи. После операции состояние мужчины улучшилось, и врачи говорили о его стабилизации. Однако в течение нескольких дней ситуация резко изменилась: состояние пациента ухудшилось, и он скончался. Изначально не было официальных объяснений причин смерти, но затем появилась информация о том, что сердце было электрически нестабильным, что могло привести к летальному исходу. Ученые пояснили, что генетические изменения в сердце свиньи вызвали неоднородность в электропроводимости. Сейчас они представили детальный отчет о происшествии, опубликованный в авторитетном научном журнале The Lancet.

Согласно отчету, причиной смерти могли стать антитела, производимые иммунной системой пациента. Вторым фактором исследователи назвали внутривенное введение иммуноглобулина, которое пациент получал дважды во время второго месяца после операции – это могло негативно повлиять на эндотелиальный слой сосудов сердца. Третьей возможной причиной было наличие латентного цитомегаловируса в сердце свиньи, который мог активироваться после окончания противовирусной терапии. Однако окончательного подтверждения распространения вируса в организме пациента за пределами сердца нет.

Ученые подчеркивают ценность, которую принес этот уникальный эксперимент. В будущем при проведении ксенотрансплантаций будут учтены полученные в результате первого опыта факторы, которые имеют значение для успешного исхода операции.