Хэ Цзяньхуа из Нанкинского университета доказал, что бозон-хамелеон не существует

Ученых давно беспокоит вопрос о существовании скалярного бозона, называемого бозоном-хамелеоном. Согласно существующей теории, таинственный хамелеон является компонентом темной материи и отвечает за расширение Вселенной. Однако в новом эксперименте, проведенном командой исследователя Хэ Цзяньхуа из Нанкинского университета (Китай), пытавшегося измерить хамелеон, не было найдено никаких доказательств того, что эта пятая фундаментальная сила действительно существует.

Согласно теоретическим данным, которыми располагают ученые, сила хамелеона зависит от плотности материи вокруг него поэтому по мнению экспертов, в менее плотных регионах космического пространства этот бозон раздвигает материю. На Земле действуют и другие силы, такие как гравитация и электромагнетизм, и, предположительно, они затмевают эффект хамелеона, поэтому обнаружить его пока не удалось.

Китайские ученые предприняли еще одну попытку обнаружить хамелеон, используя полоску графита, левитирующую благодаря магнитам. В эксперименте влияние гравитации было сведено к минимуму, а тестовая масса была помещена в клетку Фарадея, блокирующую электрические поля.

“Датчик не обнаружил никаких намеков на существование пятой фундаментальной силы, которая заставляет Вселенную расширяться”, — заявили исследователи.

Далее ученые использовали оптический микроскоп и лазерную систему для измерения любого смещения между двумя массами. Если бы сила хамелеон действительно существовала, она была бы обнаружена в этом эксперименте. Но даже в этом случае команда не смогла ничего обнаружить. Китайские исследователи считают, что полученные результаты исключают возможность существования силы хамелеона, но некоторые ученые с ними не согласны.

Теперь ученые планируют усовершенствовать свой аппарат, охладив его до очень низких температур, чтобы снова попытаться изучить теорию хамелеона и попытаться обнаружить темную материю – например, проверив существование симметрона, еще одной потенциальной пятой силы, которая должна работать подобно бозону Хиггса.