Исследователи обнаружили архейские континентальные породы на Юго-Западном Индийском хребте

Между жесткими тектоническими плитами Земли выше и ее конвекционной мантией ниже находится горячий и мягкий слой, известный как астеносфера. На срединно-океанических хребтах апвеллинг горячей астеносферы к поверхности морского дна образует новую океанскую кору.

Со временем океанская кора становится старше, холоднее и плотнее и, наконец, обратно возвращается в мантию в зонах субдукции. Из-за этого океанической коре обычно менее 200 миллионов лет.

Совместная исследовательская группа во главе с проф. Лю Чуаньчжоу из Института геологии и геофизики (IGG) Китайской академии наук обнаружил абиссальные перидотиты, извлеченные со дна моря вдоль Юго-Западного Индийского хребта, которые являются самыми старыми породами из когда-либо обнаруженных океанов. Дальнейшее исследование показало, что они были получены с соседнего африканского континента. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Недавно обнаруженные породы из Индийского океана имеют возраст 2,7 миллиарда лет и датируются периодом времени, который геологи называют “архейским”, что происходит от греческого слова “древний”.

Эти древние породы имеют сильно тугоплавкий состав; в геохимии тугоплавкость означает отсутствие легкоплавких (т.е. легко плавящихся) компонентов в мантии. Поэтому они меньше похожи на океанические материалы и больше напоминают породы с континентов. Единственное возможное объяснение этого заключается в том, что архейские мантийные породы из Индийского океана были смещены и перенесены через астеносферу на 2000 км к срединно-океаническому хребту, где они были обнаружены.

Чтобы проверить, может ли этот гипотетический механизм рециркуляции действительно сделать трюк, было проведено компьютерное моделирование. Результаты моделирования показывают, что процесс переработки был очень эффективным. До 20% континента может быть удалено всего за 100 миллионов лет – с геологической точки зрения, в мгновение ока.

Старые континентальные корни, появляющиеся на дне океана, ясно указывают на то, что океанские плиты сложнее, чем считалось ранее. Поэтому, чтобы расшифровать эволюцию Земли, больше внимания следует уделять океанскому дну, которое покрывает три пятых поверхности Земли, отметили ученые.