Molecular Cell: бактерии Staphylococcus aureus научились «вакцинироваться» от вирусов

В журнале Molecular Cell опубликована статья, описывающая исследование, проведенное генетиками из университета Рокфеллера, которые обнаружили, что бактерии золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus) способны противостоять вирусам.

О том, что у бактерий есть способы защиты от вирусов, было известно довольно давно. В 1970-х годах ученые использовали ферменты рестрикции для создания нового инструмента под названием рекомбинантная ДНК, что позволило клонировать и изучать отдельные гены. В 2012 году технология на основе CRISPR-Cas произвела революцию в бионауке, дав ученым возможность редактировать геном в живых клетках и организмах.

Бактерии, за которыми наблюдали ученые, также используют технологию CRISPR-Cas для редактирования своего генома, чтобы защититься от вирусов. При этом новое исследование показало, что защитные стратегии бактерий работают согласованно. Оказывается, существует удивительный уровень сотрудничества между системой CRISPR-Cas и другой важной защитной стратегией бактерий, известной как “Этот механизм напоминает наш собственный многогранный иммунный ответ, — говорят ученые, — он включает в себя временную первую линию защиты перед активацией второй, более надежной адаптивной реакции”..

Когда стафилококки защищены только ферментами рестрикции, их защита недолговечна, и они погибают. Если же бактерии имеют доступ к обеим системам, они прекрасно восстанавливаются.

Полученные результаты помогут не только понять, как золотистый стафилококк защищается от вирусов, но и найти способы борьбы с самим золотистым стафилококком, который научился не реагировать на антибиотики.