Nature Aging: ученые нашли белки, влияющие на продолжительность жизни

Исследователи из Эдинбургского Университета (Шотландия) обнаружили два белка, которые могут влиять на продолжительность жизни и предрасположенность к некоторым заболеваниям. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Nature Aging.

Nature Aging: ученые нашли белки, влияющие на продолжительность жизни

Давно известно, что с возрастом у человека развиваются заболевания, и это связано с целым рядом причин. Это и генетическая предрасположенность, и образ жизни, и окружающая среда, и многое другое. Шотландские ученые объединили данные, собранные в 6 крупных генетических исследованиях старения человека. В каждом исследовании была собрана и проанализирована генетическая информация сотен тысяч людей.

Целью ученых было обнаружение ДНК, кодирующих белки, которые непосредственно влияют на продолжительность жизни. Из 857 изученных белков было выявлено два. У людей, унаследовавших ДНК, кодирующую эти белки, их было много, что провоцировало ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни.

Первый белок, аполипопротеин А (LPA), синтезируется в печени и участвует в тромбообразовании.  Если его уровень высок, у человека повышается риск развития атеросклероза – заболевания, при котором артерии закупориваются холестериновыми бляшками. Это приводит к сердечным заболеваниям и повышенному риску инсульта.

Второй – молекула адгезии сосудистых клеток 1 (VCAM1). Она находится на поверхности эндотелиальных клеток – одноклеточного слоя, покрывающего кровеносные сосуды. VCAM1 участвует в расширении и сужении кровеносных сосудов, а также в тромбообразовании и иммунном ответе. При инфекциях его уровень повышается, и он позволяет иммунным клеткам пересекать эндотелий.

Препараты, снижающие уровень этих белков, помогают лечить заболевания и могут значительно продлить жизнь человека. Препарат, снижающий уровень LPA в крови для уменьшения риска сердечно-сосудистых заболеваний, в настоящее время проходит клинические испытания. Клинических испытаний, связанных с VCAM1, пока не проводилось, но в экспериментах на мышах было обнаружено, что снижение уровня этого белка у пожилых мышей улучшает их когнитивные способности.