Nature: анализ древней ДНК показал растущее разделение людей в Африке каменного века

В журнале Nature опубликована статья, описывающая исследование группы ученых из Гарвардского университета (США), которые провели новый анализ останков древних людей, найденных в разных частях Африки во время археологических раскопок. Они изучили ДНК людей, живших на территории современных Замбии, Танзании и Малави между 5 000 и 18 000 лет назад, и сравнили свои выводы с результатами более ранних работ.

Результаты археологических раскопок говорят о том, что около 50 000 лет назад в Африке произошли значительные культурные изменения, такие как появление пигмента, бус из раковин и распространение символического искусства. Исследователи предположили, что все это отражает изменения в социальных отношениях и, возможно, в численности населения. Но такие гипотезы трудно проверить.

Они повторили генетический анализ останков 28 человек, ранее обнаруженных в разных местах континента, и изучили шесть ранее не исследованных останков. Ученым удалось обнаружить три сильно расходящиеся исходные популяции, которые отражают взаимодействие людей, живших около 20-80 тысяч лет назад.

Это восточная и южноафриканская линии и ранее не отмечавшееся повсеместное распределение генов, которые сегодня в наибольшей пропорции встречаются у охотников-собирателей тропических лесов Центральной Африки. Кроме того, эта структура оставалась относительно стабильной при незначительном переносе генов на большие расстояния примерно до 5 000 лет назад.

Другими словами, древние люди находили репродуктивных партнеров из широкого географического и культурного окружения, а позже выбирали в основном тех партнеров, которые жили поблизости и были более схожи с ними в культурном отношении.