Nature: археологи нашли в Китае культуру древних инноваторов возрастом 40 000 лет

В статье, опубликованной в журнале Nature, рассказывается об уникальной культуре, существовавшей в Сямабэй, в бассейне Нихэвань на севере Китая. Здесь исследователи обнаружили набор каменных орудий и самые ранние свидетельства обработки охры в Восточной Азии.

Предыдущие находки археологов позволяют предположить, что первые Homo sapiens появились в Северной Азии около 40 000 лет назад. Однако об их жизни и культуре известно мало. Раскопки, проведенные международной группой археологов в бассейне Нихэвань, привели к открытию неизвестной ранее палеолитической культуры.

Жившие здесь собиратели и охотники создали уникальные орудия труда. Например, были обнаружены микроножи, которым 40 тысяч лет, что говорит о высоком уровне развития орудий труда у древних людей. Считалось, что микроножи появились только 29 тысяч лет назад. Также уникальной особенностью раскопок в Сямабее является широкое использование охры.

Были найдены артефакты, доказывающие, что древние люди занимались изготовлением пигментов двух видов. Это самый ранний пример подобной практики в Восточной Азии.

Окаменелости этих древних людей найти не удалось. Обычно ДНК извлекают из костей и зубов, но такие находки очень редки. Поэтому немецкие археологи разработали новый метод обогащения и анализа ядерной ДНК из осадочных пород, которые в большом количестве встречаются почти на каждом месте раскопок.