Nature Communications: ученые открыли новый механизм, вызывающий мужское бесплодие

Ученые из Университета Ньюкасла обнаружили новый генетический механизм, вызывающий тяжелые формы мужского бесплодия. Есть надежда, что это открытие поможет создать лекарство от этого заболевания у мужчин. Материалы научной работы были опубликованы в журнале Nature Communications. По оценкам специалистов, бесплодием страдают до 7 процентов мужчин, а в 50 процентах случаев бесплодие возникает по вине мужчин.

В исследовании приняли участие пациенты из Медицинского центра Университета Радбоуда в Нидерландах и Центра бесплодия в Ньюкасле. По словам профессора Йорис Вельтман новые данные серьезно поменяли взгляды учёных на возникновение проблемы бесплодия. Если ранее считалось, что наследование происходит, когда оба родителя являются носителями мутации в гене и сын получает обе копии, подвергшиеся мутации, то теперь выяснилось, что наследуются также мутации, возникшие при воспроизводстве ДНК.

Была в ходе исследования изучена ДНК 200 бесплодных мужчин и их родителей. У 145 мужчин были обнаружены редкие мутации, которые изменили их белки и повлияли на их фертильность. 29 найденных мутаций непосредственно отвечали за сперматогенез – процесс развития сперматозоидов – или другие процессы, связанные с репродуктивной функцией.

Авторы говорят, что новые мутации, то есть не унаследованные, а возникшие в процессе воспроизводства ДНК у обоих родителей, также могут привести к бесплодию у мужчин в более позднем возрасте.

Более того, эти мутации вызывают доминантную форму бесплодия, когда достаточно одного мутировавшего гена. Существует высокая вероятность (до 50%), что он передастся ребенку, особенно мальчику. Вероятность возрастает еще больше, если использовались вспомогательные репродуктивные технологии.