Nature Geoscience: геологи считают, что землетрясения на Хонсю усиливает плутон Кумано

Геологи обнаружили у побережья острова Хонсю массивную гору из застывших мантийных пород, которая вызывает деформации и напряжения в земной коре, придавая особую силу соседним землетрясениям. Материал с описанием исследования был опубликован в журнале Nature Geoscience.

Процесс поднятия горных пород из глубин мантии на поверхность земной коры является достаточно распространенным явлением. Так, например, образовались Хибинские горы на Кольском полуострове. Эти мантийные породы отличаются от близлежащих пород своей плотностью и другими характеристиками. Их называют плутоническими массивами или плутонами.

В 2006 году такой плутон был обнаружен у юго-восточного побережья Хонсю, крупнейшего из японских островов. Он был назван плутон Кумано. Он расположен там, где один блок земной коры уходит под другой, что обеспечивает высокую геологическую активность и частые землетрясения в этом регионе. Сам плутон усиливает толчки и делает их еще более опасными, утверждают ученые из Японии и США, изучавшие этот геологический объект.

Эксперты проанализировали данные, собранные за 20 лет сейсмической активности, и с помощью суперкомпьютера LoneStar5 получили подробную трехмерную модель плутона Кумано и его окрестностей.

Выяснилось, что он настолько плотный и большой, что его масса деформирует земную кору, деформируя её. Он также создает дополнительное напряжение в соседних литосферных плитах. Все это усиливает землетрясения, происходящие в этом районе. Неслучайно в 1944 и 1946 годах в районе плутона Кумано были зафиксированы толчки магнитудой более 8 баллов.