Nature Medicine: здоровый микробиом кишечника повышает успешность лечения рака

В журнале Nature Medicine опубликованы результаты крупнейшего на сегодняшний день исследования, проведенного рядом научных учреждений и подтверждающего связь между микробиомом кишечника и ответом на иммунотерапию рака при лечении меланомы.

Nature Medicine: здоровый микробиом кишечника повышает успешность лечения рака

Доктор Карла Ли, научный сотрудник Королевского колледжа Лондона и первый автор исследования, отметила, что, хотя предварительные исследования проводились на ограниченном количестве пациентов, они, тем не менее, позволяют предположить, что микробиом кишечника, регулируя активность иммунной системы, играет определенную роль в ответе пациента на терапию рака и особенно в случае меланомы.

Микробиом – это набор микроорганизмов, живущих в кишечнике человека, и его можно изменить с помощью пробиотиков, диеты или, при необходимости, пересадке кала. Изменение микробиома до начала лечения может оказать положительное влияние на дальнейшую терапию.

В настоящее время менее 50% пациентов с меланомой положительно реагируют на применяемую терапию, поэтому поиск новых способов лечения этого заболевания особенно актуален.

Исследование включало очень большую группу пациентов с меланомой из пяти клиник в Испании, Великобритании и Нидерландах. Микробиом кишечника пациентов был секвенирован, чтобы выяснить, существует ли связь между составом и функциями микроорганизмов и ответом на иммунотерапию.

Было установлено, что присутствие трех видов бактерий (Bifidobacterium pseudocatenulatum, Roseburia spp. и Akkermansia muciniphila) давало наилучший иммунный ответ. Также было замечено, что на сам микробиом влияет конституция и диета пациента.

Соавтор исследования профессор Тим Спектор из Королевского колледжа Лондона сказал: “Это исследование показывает, что шансы на выживание, основанные на здоровых микробах, почти удвоились между подгруппами”.