Nature Methods: учёные создали наноантенну из ДНК

В журнале Nature Methods опубликована статья, описывающая открытие ученых из Монреальского университета (Канада). Им удалось создать светящуюся наноантенну из молекул ДНК. С помощью этой разработки ученые смогут оценивать механизм действия различных белков, а также лекарств. Метод не имеет особых ограничений и найдет применение в лечении большой группы заболеваний, включая рак.

Nature Methods: учёные создали наноантенну из ДНК

Наноантенна – это структура из молекул ДНК, которая способна к флуоресценции (то есть может светиться). Устройство напоминает датчик двусторонней радиосвязи.

Антенна поглощает излучение одной длины волны и испускает свет другой длины волны, который можно наблюдать. В зависимости от изменений, происходящих в молекуле белка, она излучает разные длины волн, которые и улавливает антенна. В экспериментах была создана антенна длиной 5 нанометров, которая генерировала отчетливый световой сигнал в момент активации фермента.

Следовательно, наблюдая за излучением, ученые смогут определять функции белков и изменения в них.

“Принимающая” часть ДНК-антенны может вступать в межмолекулярное взаимодействие и присоединяться к определенным частям белковых ферментов. Ученые смогли проследить работу щелочной фосфатазы, которая взаимодействовала со многими другими молекулами и с лекарствами. Щелочная фосфатаза – это группа ферментов, которые содержатся почти во всех тканях организма, в основном в печени, костях и плаценте. Ее активность повышается при ряде заболеваний, сопровождающихся повреждением тканей в печени, костях, почках и других органах.