Nature: происхождение Черной смерти обнаружено в ДНК бактерий из могил Кыргызстана

Журнал Nature опубликовал статью, описывающую исследование, проведенное группой генетиков из Германии и Великобритании, которые обнаружили ДНК бактерии чумы Yersinia pestis, вызвавшей Черную смерть, в могилах в Кыргызстане, датируемых 1338 и 1339 годами. Исследование показало, что это был первоначальный штамм, который затем распространился по всему миру.

Впервые чума появилась в Средиземном море в 1347 году. Она была завезена из Золотой Орды на торговых судах, перевозивших товары. Затем она быстро распространилась по европейскому континенту, убив до 60% населения. Эта вспышка, названная Черной смертью, стала второй известной пандемией чумы. Ее пик пришелся на 1346-1353 годы, но повторяющиеся вспышки продолжались вплоть до XIX века.

Однако место появления страшного возбудителя долгое время оставалось неизвестным. Предполагалось, что болезнь пришла из Восточной Азии, возможно, из Китая.

Археологические исследования в районе озера Иссык-Куль, расположенного в Кыргызстане, показали, что местные торговцы в 1338 и 1339 годах страдали от эпидемии, похожей на Черную смерть. В частности, еще 140 лет назад были обнаружены надгробные плиты с надписями, в которых говорилось, что жители умирали от неизвестной эпидемии или “чумы”. Специалисты изучили древние человеческие останки из этих надгробий и обнаружили ДНК бактерии Yersinia pestis.

Исследователи отмечают, что наступление “Черной смерти” связано с массовым разнообразием штаммов чумы, называемым “Большим взрывом”. В своей работе ученые показали, что два реконструированных генома бактерий чумы, найденных в Кыргызстане, являются ближайшим общим предком всех штаммов, которые развивались путем диверсификации.

“Мы обнаружили, что древние штаммы из Кыргызстана находятся точно в узле этого крупномасштабного события диверсификации. Другими словами, мы нашли исходный штамм Черной смерти и даже знаем его точную дату”, – заявили ученые.

( 6 оценок, среднее 5 из 5 )