Nature: у птерозавров действительно были перья, они состояли из стержня и зазубрин

Портал Phys.org. сообщает, что палеонтологи из Университетского колледжа Корка (UCC) пришли к выводу, что у птерозавров были перья, цвет которых контролировался пигментом меланином. Статья с описанием исследования была опубликована в журнале Nature.

Исследователи изучили окаменелый головной гребень 115-миллионнолетнего птерозавра Tupandactylus imperator, который был найден на северо-востоке Бразилии. Характерной особенностью этого вида птерозавров был причудливо огромный гребень на голове. Ученые обнаружили, что нижняя часть гребня имела пушистый ободок из перьев, среди которых было две разновидности: короткие и жесткие, похожие на волосы, и пушистые и разветвленные, похожие на пух.

“На протяжении десятилетий палеонтологи спорили о том, были ли у птерозавров перья. Перья нашего образца навсегда закрывают этот спор, потому что они очень четко разветвлены по всей длине, как у современных птиц”, — сказал доктор Оде Чинкотта.

Перья были изучены с помощью мощных электронных микроскопов, что позволило специалистам найти сохранившиеся меланосомы – гранулы пигмента меланина. Неожиданно исследование показало, что меланосомы в разных типах перьев имеют разную форму.

Окраска оперения современных птиц, по словам экспертов, зависит от формы меланосом. Поскольку птерозавры имеют меланосомы разной формы, следовательно, у них должен был существовать генетический механизм, отвечающий за цвет их перьев.

Эта особенность важна для формирования цветового рисунка и служит убедительным доказательством, что даже на самых ранних этапах эволюции окраска перьев играла важную роль.