Nature: учёные из США из коры тропического дерева G. belgraveana добыли антидепрессант

Журнал Nature опубликовал статью об исследовании, проведенном специалистами исследовательского центра Scripps Research (США), они изучали алкалоиды, выделенные из коры производного Galbulimima belgraveana, которое используется коренными народами Австралии и Папуа – Новой Гвинеи в медицинских и религиозных целях. Ученые обнаружили, что алкалоид взаимодействует с опиоидными рецепторами, но не активирует их, а блокирует, поэтому может действовать как антидепрессант. Дерево произрастает на ограниченной территории, поэтому специалисты задались целью создать химический аналог.

Алкалоиды G. belgraveana впервые были известны в 1950-х годах.  Они, помимо прочего, способны снимать спазмы гладких мышц и изменять сердечный ритм. Один из них, GB18, также влиял на поведение мышей. В ходе экспериментов ученым удалось синтезировать его в лабораторных условиях. Предложенный авторами метод применим и для создания других химических соединений, похожих на GB18.

Кроме того, ученые обнаружили, что это вещество связывается с опиоидными рецепторами, которые являются мишенями многих анальгетических и наркотических препаратов. Разница в действии заключается в том, что опиоидные анальгетики и наркотические алкалоиды активируют опиоидные рецепторы, а GB18 их отключает.

Молекула связывается с двумя различными типами опиоидных рецепторов в мозге, которые никогда ранее не были идентифицированы как мишени каких-либо алкалоидов.

Ученые считают, что уникальные свойства этого вещества могут помочь в лечении депрессии и тревожных расстройств. Существуют планы по созданию препарата для лечения людей путем адаптации GB18 для этой цели.