Обнаружен новый метод диагностики ревматоидного артрита

Ревматоидный артрит (воспаление суставов, встречается чаще у женщин) – это серьезная болезнь, которая поражает большое число людей. Имеющиеся до данного момента методы диагностики не давали возможности выявить его до начала проявлений. Этот вопрос беспокоил врачей, так как терапия, начатая на ранних стадиях заболевания, может вызвать полное исчезновение симптомов. Это правило применимо ко многим болезням, в том числе и к ревматоидному артриту.

Учёные из Университета штата Вашингтон разработали новый способ диагностики, который заключается в простом мазке со щеки.

Для проведения научной работы специалисты собрали мазки у пятидесяти женщин. Это достаточно небольшое количество, причём только одного пола, поэтому есть шанс, что придуманный учёными метод не будет работоспособен на всех пациентах. В каждой группе около половины пациенток страдала ревматоидным артритом, а иная половина служила контрольной группой.

Мазки со щеки выявили у половины больных биомаркеры ревматоидного артрита. Эти знаки для врачей представляют собой набор эпимутаций (мутаций, не являющихся частью ДНК, но способных передаваться следующим поколениям), по которым они и определяют наличие болезней.

Несмотря на то, что мазки были взяты со щеки, буккальные клетки дали возможность научным работникам провести анализ на уровне всего эпигенома (химических факторов, которые могут модифицировать геном и изменять его поведение).

Большое число совпадений эпимутаций у женщин с ревматоидным артритом показало, что идентифицированные биомаркеры являются важным сигналом, позволяющим диагностировать заболевание.

Обнаружен новый метод диагностики ревматоидного артрита

Полученные данные также доказывают, что болезнь, по всей вероятности, носит системный характер. То есть оно было найдено не только в клетках иммунной системы, участвующих в развитии этой болезни, но и по всему телу.

По словам Скиннера (Профессора, одного из авторов научной работы), наличие биомаркеров даёт возможность начать лечение ещё до появления первых признаков болезни.

Если появится возможность идентифицировать больных за десять лет до того, как заболевание разовьется, это позволит применять профилактические средства, причём только на потенциальных больных. Разработанный диагностический тест неинвазивный, то есть он не требует операции.

Михаил Блюдников/ автор статьи