Перед началом эволюционной «спячки» перестали расти горы на Земле

То что суперконтинент Нуна образовался примерно два миллиарда лет назад геохимики из Китая связывают с полным прекращением образования новых гор, а это породило голод в мировом океане

Новые горы почти перестали появляться на Земле в середине протерозойской эры, это смогла выяснить группа Китайских геохимиков, руководителем которой является доцент Пекинского университета Тана Мина. Она связывает это с рождением суперконтинентов Нуны и Родинии. Скорее всего это и тормозило эволюцию жизни почти миллиард лет, сообщают исследователи в журнале Science.

Геохимикам удалось составить первую детальную карту, на которой показано, как изменялась толщина земной коры на протяжении всего времени существования нашей планеты. Чтобы сделать ее, им понадобилось 14 тысяч цирконов – кристаллов тугоплавких пород, возникающих при очень высоких температурах в глубинных слоях коры – и по содержанию в них европия и других редкоземельных элементов смогли определить толщину земной коры в моменты, когда возникли эти породы.

Перед началом эволюционной «спячки» перестали расти горы на Земле

Выяснилось, что около двух миллионов лет назад толщина коры резко уменьшилась, и достигла своего минимума к последней трети протерозойской эры, а это совпадает по времени с моментом, когда образовались суперконтиненты Нуна и распадом ее “наследника” Родиния. То, что эти суперконтиненты появились на свет привело к большим изменениям в системе распределения тепла по мантии Земли, сообщают ученые.

Все тепло, все самые горячие источники, как считают геохимики, сконцентрировались под Нуной и Родинией, а в это время другие участки охладились и движение тектонических плит в других регионах Земли почти полностью прекратилось. Как итог: процесс формирования новых гор остановился, а эрозия тех горных массивов которые уже существуют сильно замедлилась.

Главного источника фосфора, молибдена и других микроэлементов, которые очень важны для существования фотосинтезирующих микробов и других представителей древней жизни лишился первичный океан Земли. Почти до нуля упал уровень кислорода в атмосфере, вся жизнь ушла в эволюционную “спячку” почти до начала кембрийской эры, полагают Исследователи.

Екатерина Киселева/ автор статьи