Phys.org: таяние льда в Андах приводит к быстрому тектоническому подъёму Патагонии

Сайт новостей науки и техники Phys.org. опубликовал статью, в которой описывается исследование ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, им удалось найти связь между быстрой потерей массы льда на вершинах горного массива Анд, стремительным подъемом горных пород и разрывом между лежащими под ними тектоническими плитами Патагонии.

Американские геологи провели одно из первых сейсмических исследований в Патагонских Андах, чтобы описать динамику процессов, происходящих в недрах гор.

Им удалось установить, что разлом в тектонической плите длиной около 100 километров под Патагонией позволил более горячему и менее вязкому мантийному материалу течь под Южную Америку. Поэтому ледники уменьшились, а вес, который раньше заставлял континент прогибаться вниз, снизился, в результате чего скалы поднялись.

Ученые также зафиксировали очень низкие сейсмические скорости в разломе и вблизи него, а также уменьшение высоты литосферы, покрывающей разлом. Все это привело к изменениям, наблюдаемым в Патагонии, включая быстрое поднятие некоторых районов, которые ранее были покрыты льдом.

“Низкая вязкость означает, что мантия реагирует на дегляциацию в масштабе времени десятилетий, а не тысяч лет, как мы наблюдаем, например, в Канаде, — говорит сейсмолог Дуглас Винс. – Это объясняет, почему GPS измерил большой подъем, вызванный потерей массы льда”.

Также было установлено, что вязкость льда под Южной Патагонией выше, чем под Северной, что объясняет, почему скорость подъема на севере и юге разная. При таянии ледников огромные массы воды стекают в океан, что уменьшает давление на земную кору, и она поднимается. В то же время ученые зафиксировали, что самые горячие и наименее вязкие части мантии находятся в области рифта, или окна плиты, где ледяные поля Патагонии открылись совсем недавно.