PNAS: в SwRI доказали наличие фосфора на ледяном спутнике Сатурна Энцеладе

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) опубликована статья, описывающая обнаружение учеными Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (SwRI) в подледном океане луны Сатурна Энцеладе соединений фосфора.

PNAS: в SwRI доказали наличие фосфора на ледяном спутнике Сатурна Энцеладе

Энцелад – спутник Сатурна диаметром всего 500 километров. Он интересен исследователям тем, что под его льдом находится жидкий океан, тепло которого поддерживается за счет приливного нагрева и радиоактивного распада в каменистом ядре. Через трещины в ледяной коре океан сообщается с внешним миром, что способствует многим важным для жизни химическим процессам и позволяет ученым изучать состав водоема по его гейзерам.

Благодаря этим особенностям ученые смогли определить точное содержание соединений фосфора в этом океане. Этот элемент входит в состав ДНК и других органических молекул, а потому играет важнейшую роль в зарождении жизни. Для своих расчетов ученые использовали данные о температуре, плотности, химическом составе и других свойствах подледникового океана, которые были собраны миссией “Кассини” во время пролетов через всплески гейзеров Энцелада.

Выяснилось, что воды потенциально обитаемой луны Сатурна содержат большое количество соединений фосфора в виде различных солей фосфорной кислоты, сравнимых по концентрации с их аналогами в океанах Земли. Более того, оказалось, что их концентрация на 3-4 порядка выше, чем считалось ранее.

Компьютерное моделирование показало, что эта концентрация фосфора оставалась стабильной на протяжении миллионов или миллиардов лет. Этот факт значительно повысил шансы на существование жизни на Энцеладе.