Проект EDC-MixRisk позволил установить, что смеси химикатов опасны для мозга плода во время беременности

Проанализировав существующие исследования, а также проведя эксперименты на клеточных и животных моделях, ученые представили доказательства того, что сложные смеси химических веществ, разрушающих эндокринную систему, влияют на развитие мозга и усвоение языка у детей.

Ученые обнаружили, что 54 процента беременных женщин, участвовавших в исследовании, подвергались воздействию смесей химических веществ. Дело в том, что, как правило, воздействие химических веществ на организм человека изучается по одному. И даже если одно вещество оказывает незначительное воздействие на организм, сочетание нескольких таких веществ может негативно повлиять на развитие плода. Для оценки таких рисков был разработан проект EDC-MixRisk, финансируемый ЕС.

В частности, в крови и моче шведских женщин, участвовавших в исследовании, была обнаружена смесь химических соединений, включая бисфеноли А, ряд фталатов и перфторированные химикаты. В то же время у рожденных ими детей наблюдалась задержка языкового развития в возрасте около 3 лет. Экспериментально, на клеточных моделях, было установлено, что определенные дозы этих химикатов нарушают эндокринную регуляцию и влияют на гены, ответственные за аутизм и умственную отсталость.

Одним из возможных путей негативного воздействия смеси химических веществ на плод, по мнению экспертов, может быть гормональный эффект, вызванный изменениями в работе щитовидной железы.

“Оптимальный уровень материнского тиреоидного гормона необходим на ранних сроках беременности для роста и развития мозга, поэтому неудивительно, что существует ассоциация с задержкой речевого развития в зависимости от пренатального воздействия”, — говорит профессор Барбара Деменикс, автор исследования.