РИА Новости: Нейрофизиологи из США зафиксировали всплеск сознания за мгновенье до смерти

Американским нейрофизиологам удалось сделать запись, как за мгновение до смерти в сознании человека случается усиление нейронных колебаний определенных частот: гамма-, а также дельта-, тета-, альфа- и бета-волн, передает РИА Новости.

Если посмотреть с ракурса современной медицины, то смерть происходит в момент, когда останавливается сердце. Однако мозг по-прежнему сохраняет активность, и длится это еще определенное время. Ученым, которые трудятся в Медицинской школе при Мичиганскому университете, удалось провести ряд исследований. Они проявили интерес к важной теме.

Были получены любопытные результаты, зафиксированные в преддверии физиологической гибели.

С согласия родственников были отключены от систем жизнеобеспечения четыре пациента, находящихся в коме. Однако эти пациенты по-прежнему находились под наблюдением, у них снимали показания: ЭКГ и электроэнцефалограммы.

У двух людей обнаружился всплеск мозговых сигналов. Ученым удалось запечатлеть высокочастотные гамма-волны, которые проявились в околосмертный период. Выяснилось, что разные области мозга продолжили действовать, при чем согласованно. Наиболее активной была горячая зона нейронных коррелятов сознания. Данная зона располагалась на пересечении затылочной, теменной и височной долей в задней части мозга. Она является отвечающей за сновидения и галлюцинации, в том числе особо ярко показывается, если происходят приступы эпилепсии.

“Мы измеряли активность мозга в течение 900 секунд и сосредоточились на изучении 30 секунд до и после остановки сердца. Непосредственно перед тем, как сердце перестало биться, и сразу после этого мы наблюдали усиление нейронных колебаний определенных частот – прежде всего гамма-, а также дельта-, тета-, альфа- и бета-волн”, – указывает Аджмал Земмар, руководитель исследования, являющийся нейрохирургом их Университета Луисвилля в США.

По словам ученых, они провели работу только по физической стороне процессов, которые происходят в мозге человека перед смертью. Что в тот момент ощущали или видели пациенты, специалистам неизвестно. Можно только строить предположения. Подводить итгои пока что рано, так как была небольшая выборка испытуемых. Два других пациента не продемонстрировали таких показателей, когда был отключен аппарат системы жизнеобеспечения. Не было выявлено никаких изменений.

Умирающий мозг стал заинтересовал исследователей. Не исключается, что данные исследования позволят сформировать ряд стратегий, чтобы продлить человеческую жизнь.

Анна Загурская/ автор статьи

Филолог по образованию, журналист. Автор раздела "В мире". Специалист в области разработки корпоративных изданий. Профессиональные интересы: мониторинг политических обзоров российских, украинских и мировых СМИ.