Российские и зарубежные биоинформатики обнаружили свыше 130 тыс. вирусов

В последние годы учёные сосредоточились на изучении многообразия вирусов, в надежде часть из них применить для борьбы с бактериальными инфекциями с которыми не могут справиться современные антибиотики.

Российские и зарубежные биоинформатики обнаружили свыше 130 тыс. вирусов

Совместными усилиями российских и зарубежных учёных удалось разработать алгоритм для быстрого анализа геномных баз данных, который позволил учёным открыть свыше 130 тыс. вирусов, что увеличило число открытых РНК-вирусов в десять раз. Информацию сообщила пресс-служба Санкт-Петербургского государственного университета.

“Наша главная задача заключалась в том, чтобы создать мощное, очень точное и чувствительное “сито” для обработки огромных количеств геномных данных. Оно способно отобрать данные, относящиеся к РНК-вирусам, и сузить их до масштабов, доступных для относительно быстрой обработки. Мы бы хотели идентифицировать к концу десятилетия более 100 миллионов РНК-вирусов”, — заявил ведущий научный сотрудник СпбГУ Дмитрий Мелешко.

Создание подобной системы обработки геномных данных стало возможным после того, как ученые обнаружили особый участок внутри фермента RdRp, который играет основную роль в размножении всех РНК-вирусов.  Ученые обнаружили, что в гене, кодирующем этот белок, присутствует общая для всех вирусов последовательность, которая позволяет находить обрывки генома любых РНК-вирусов в больших базах данных.

Мелешко и его коллеги проанализировали 16 петабайт информации. В результате этого было открыто 130 тысяч РНК-вирусов, что в 10 раз больше того, что было известно ранее. В частности, было обнаружено 9 ранее не известных коронавирусов, поражающих животных, и изучить историю их эволюции.

Также было открыть 250 ранее неизвестных гигантских вирусов, два из которых имели рекордную длину генома. Дальнейшее изучение будет продолжено с целью уточнения роли этих вирусов в природных экосистемах, а также позволит понять какие из них могут быть опасны для человека, домашних и промысловых животных.