Российские ученые обнаружили 18 озер в Антарктиде в районе станции Русская

Во время очередной экспедиции на южный континент ученые из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) обнаружили 18 ранее неизвестных озер. Большинство из них были полностью замерзшими, а в других подо льдом была вода. При бурении льда в одном из озер в течение суток наблюдался фонтан соленой воды. В некоторых озерах была пресная вода, а в некоторых – соленая.

Российские ученые обнаружили 18 озер в Антарктиде в районе станции Русская

“Природа появления солоноватой воды, вероятно, связана с присутствием на поверхности земли хлорида натрия (NaCl), появляющегося при сублимации, и испарении осадков в прибрежной зоне, насыщенной морской солью”, — пояснили специалисты.

Озерам были даны названия: Аэрогеодезия, Океанологи, Скалистое, Метео, Мелкое, Блистер и др. Пресноводный водоем в районе станции Русская полярники планируют использовать в качестве источника водоснабжения. Ученые собрали образцы гуминовых отложений со дна озер, что свидетельствует о существовании в них жизни, несмотря на аномально низкие температуры. В лабораториях Института эпидемиологии и микробиологии имени Пастера из образцов была выделена ДНК, анализ которой позволит определить видовой состав обитателей водоемов.

В настоящее время ученые ААНИИ завершают химический анализ воды на ионном хроматографе, что позволит по-новому взглянуть на эволюцию природных условий в одном из наименее изученных и суровых регионов антарктического побережья.

Район, где расположена станция Русская, является наименее изученным, что связано с аномально низким давлением и, как следствие, с жуткими ветрами в этом регионе континента. Поэтому станцию называют полюсом антарктических ветров. 264 дня в году здесь дуют ветры 15 м/с, а более ста дней ученым приходится работать при ветрах 30 м/с. Рекорд был зафиксирован 27 октября 1986 года – максимальные порывы ветра достигали 75 м/с.