Российские учёные выяснили, почему у пациентов развиваются метастазы после химиотерапии

В ходе исследования российские ученые из лаборатории онковирусологии Томского НИМЦ выяснили, почему у некоторых пациентов развиваются метастазы после химиотерапии онкологической опухоли.

Исследователи обнаружили, что виновником этого процесса является неисправность в работе сигнальной клеточной системы, отвечающей за деление клеток. Неправильная функция этой системы и связанные с ней генетические нарушения могут быть обнаружены с помощью специальных тестов. Это открывает перспективу для индивидуального прогнозирования риска развития метастазов у каждого пациента и позволяет подобрать соответствующую терапию по продолжительности и интенсивности.

В ходе клинического исследования ученые обратили внимание, что только определенная группа пациентов, страдающих раком молочной железы и получавших химиотерапию, развивала метастазы. Исследователи предположили, что возникновение метастазов связано с неправильной работой сигнальной системы Wnt, которая играет ключевую роль в регулировании развития и деления клеток, а также в формировании злокачественных опухолей.

Они предположили, что мутации в генах, ответственных за функционирование этой системы, приводят к неконтролируемой активности сигналов Wnt, что, в свою очередь, способствует образованию метастазов.

Проведенные лабораторные эксперименты на клеточных культурах подтвердили, что нарушения в работе сигнальной системы Wnt становятся одной из причин появления метастазов после прохождения химиотерапии.

В дальнейшем, на основе этого исследования, можно будет отслеживать состояние системы Wnt у пациентов, прошедших лечение, с помощью специальных тестов. Это позволит прогнозировать риск развития метастазов. При высоком риске пациентам можно будет назначить более продолжительное лечение после химиотерапии, в то время как при низком риске курс лечения можно будет сократить.

Авторы исследования отмечают, что для подтверждения применимости этого метода на практике требуются дополнительные клинические исследования. Кроме того, возможно разработка препаратов, которые смогут подавлять сигнальный путь Wnt, что позволит значительно снизить риск развития метастазов после лечения. Метастазы являются одной из основных причин летального исхода при раке, и предотвращение их появления является важной задачей онкологов по всему миру.